Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении комплекса правовых проблем, определяющих специфику административно-правового статуса граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• исследовать сущность и специфику административно-правового статуса личности в рамках административного права;
• проанализировать структуру административно-правового статуса гражданина посредством анализа основных элементов ее составляющих

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 5
1.1.Сущность и структура административно-правового статуса гражданина 5
1.2. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов 10
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 13
2.1. Права граждан в сфере государственного управления 13
2.2. Обязанности граждан в сфере государственного управления 17
Глава 3. Гарантии административно-правового статуса личности 21
Заключение 26
Список источников и используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному. Однако центральным элементом, который обуславливает ее появление, выступает природа прав, обязанностей и полномочий субъектов. Это выражается в способности лица использовать свои ибо установленные законами субъективные права и свободы. Однако, не существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по достижении которого физическое лицо начинает обладать административной дееспособностью7.

Современная российская правовая действительность характеризуется наличием нескольких видов административной дееспособности:

    • полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);
    • частичная – с 6 до 14 лет; с 14 до 18 лет
    • ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда.

Необходимо подчеркнуть, что лишь при совокупности всех элементов административно-правового статуса граждане могут являться субъектами административно-правовых отношений и в полной мер осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.

Кроме того, важно еще раз отметить, что сложность такого юридического принципа, как административная правосубъектность, а также отсутствия законодательной базы, которая бы наиболее конкретно определяла ее сущность и границы. Это обуславливает необходимость дальнейшей разработки данной проблематики, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Данная необходимость напрямую связана с повышением уровня пользования гражданами своим административно-правовым статусом.

Глава 2. Права и обязанности  граждан в сфере государственного управления

2.1. Права граждан в сфере  государственного управления

В административно-правовых отношениях с участием граждан наиболее распространенными являются правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и свобод в сфере государственного управления.

Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные8.

Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются такие группы прав граждан, как право на социально-политическую активность, на участие в государственных делах9.

Наиболее распространенным в современной юридической литературе является выделение следующих групп прав и свобод граждан:

1. Права и свободы, относящиеся  к общему правовому статусу  личности и непосредственно реализуемые  в сфере государственного управления.

2. Права и свободы, вытекающие  из характера государственно-управленческой  деятельности.

3. Права, вытекающие из  совершаемых гражданами действий  и гарантируемые законами и  подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования  и науки Российской Федерации  определило порядок приема граждан  в государственные образовательные  учреждения начального и среднего  профессионального образования

Права граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от механизма их реализации на:

    • абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению;
    • относительные — права, для реализации которых нужен акт государственного органа.

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения на:

    • общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов должностных лиц;
    • специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.

По своему содержанию права делятся на три вида:

  1. право на участие в государственном управлении;
  2. право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций;
  3. право на защиту.

Основные права граждан в административной сфере закреплены Конституцией Российской Федерации:

  1. Право граждан участвовать в управлении государством, как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).
  3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Федеральным Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»10.
  4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
  5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.
  6. Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
  7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.
  8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»11.
  9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Следует отметить, что именно проблема прав граждан, вытекающих из их административно-правового статуса, является наиболее часто поднимаемой в работах исследователей. Зачастую уделяется большее внимание именно процессу и условиям реализации данных прав на практике и действительно данную проблему нельзя игнорировать, так как она действительно существует. Однако и исполнение своих обязанностей гражданами в рамках правового статуса также крайне важно.

2.2. Обязанности граждан  в сфере государственного управления

Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях:

1) необходимость совершать  активные положительные действия (активные);

2) необходимость воздерживаться  от действий, запрещенных нормами  права (пассивные).

Важнейшей обязанностью граждан следует признать четкое следование существующим административно-правовым нормам. Вторым аспектом правовой природы обязанностей является подчинение законным требованиям органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).

В общем можно выделить следующие виды административно-правовых обязанностей, которыми наделяются граждане Российской Федерации в зависимости от их статуса:

    • абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
    • относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).

Сущность обязанностей граждан Российской Федерации можно выразить в виде следующих принципов:

    • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
    • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
    • защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
    • не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);
    • соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Нетрудно видеть, что основой всех административно-правовых обязанностей, которые должны осуществлять граждане, как субъекты правоотношений является Основной Закон — Конституции Российской Федерации. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть первоочередность именно этого нормативно-правового акта для раскрытия сущности административно-правового статуса граждан.

При этом определяя обязанности граждан в качестве одного из элементов их конституционно-правового статуса, необходимо подчеркнуть следующие принципы:

    • во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
    • во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
    • в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

Для более детального рассмотрения административно-правовых граждан необходимо обратиться к конкретным более частным примерам их осуществления. Так, например, Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях - получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг.

В случае, когда гражднае не исполняют свои прямые обязанности в сфере государственного управления в их отношении возможно применение разных способов воздействия, в том числе и административно-правовых. В данной ситуации, при существовании определенных оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Таким образом, установление для граждан юридических обязанностей помимо предусмотренных в законе строго наказуемо.

Следует подчеркнуть выделения  в административно-правовом статусе гражданина административную ответственность в качестве самостоятельного структурного элемента В структуре административно-правового статуса гражданина административная ответственность представляет собой необходимость принудительного претерпевания гражданином лишений и ограничений личного, морального или материального характера в случае совершения им административного правонарушения.

Закрепление в законодательстве административной ответственности граждан ставит их в определенное регламентированное положение по отношению к государству и обществу, заставляя тем самым граждан соблюдать установленные нормы и правила. Введение или отмена административной ответственности, ее усиление или ослабление влекут изменения в содержании административно-правового статуса гражданина.

Таким образом, реализация административно-правового статуса граждан в сфере государственного управления, осуществляются путем реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.

Глава 3. Гарантии административно-правового статуса личности

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Она представляет собой сложный механизм, объединяющий различные средства и способы, обеспечивающие благоприятные условия для претворения в жизнь прав и свобод граждан. Другими словами гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления