Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении комплекса правовых проблем, определяющих специфику административно-правового статуса граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• исследовать сущность и специфику административно-правового статуса личности в рамках административного права;
• проанализировать структуру административно-правового статуса гражданина посредством анализа основных элементов ее составляющих
Введение 3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 5
1.1.Сущность и структура административно-правового статуса гражданина 5
1.2. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов 10
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 13
2.1. Права граждан в сфере государственного управления 13
2.2. Обязанности граждан в сфере государственного управления 17
Глава 3. Гарантии административно-правового статуса личности 21
Заключение 26
Список источников и используемой литературы 28
У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному. Однако центральным элементом, который обуславливает ее появление, выступает природа прав, обязанностей и полномочий субъектов. Это выражается в способности лица использовать свои ибо установленные законами субъективные права и свободы. Однако, не существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по достижении которого физическое лицо начинает обладать административной дееспособностью7.
Современная российская правовая действительность характеризуется наличием нескольких видов административной дееспособности:
Необходимо подчеркнуть, что лишь при совокупности всех элементов административно-правового статуса граждане могут являться субъектами административно-правовых отношений и в полной мер осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.
Кроме того, важно еще раз отметить, что сложность такого юридического принципа, как административная правосубъектность, а также отсутствия законодательной базы, которая бы наиболее конкретно определяла ее сущность и границы. Это обуславливает необходимость дальнейшей разработки данной проблематики, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Данная необходимость напрямую связана с повышением уровня пользования гражданами своим административно-правовым статусом.
2.1. Права граждан в сфере государственного управления
В административно-правовых отношениях с участием граждан наиболее распространенными являются правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и свобод в сфере государственного управления.
Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные8.
Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются такие группы прав граждан, как право на социально-политическую активность, на участие в государственных делах9.
Наиболее распространенным в современной юридической литературе является выделение следующих групп прав и свобод граждан:
1. Права и свободы, относящиеся
к общему правовому статусу
личности и непосредственно
2. Права и свободы, вытекающие
из характера государственно-
3. Права, вытекающие из
совершаемых гражданами
Права граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от механизма их реализации на:
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения на:
По своему содержанию права делятся на три вида:
Основные права граждан в административной сфере закреплены Конституцией Российской Федерации:
Следует отметить, что именно проблема прав граждан, вытекающих из их административно-правового статуса, является наиболее часто поднимаемой в работах исследователей. Зачастую уделяется большее внимание именно процессу и условиям реализации данных прав на практике и действительно данную проблему нельзя игнорировать, так как она действительно существует. Однако и исполнение своих обязанностей гражданами в рамках правового статуса также крайне важно.
2.2. Обязанности граждан
в сфере государственного
Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях:
1) необходимость совершать
активные положительные
2) необходимость воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные).
Важнейшей обязанностью граждан следует признать четкое следование существующим административно-правовым нормам. Вторым аспектом правовой природы обязанностей является подчинение законным требованиям органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).
В общем можно выделить следующие виды административно-правовых обязанностей, которыми наделяются граждане Российской Федерации в зависимости от их статуса:
Сущность обязанностей граждан Российской Федерации можно выразить в виде следующих принципов:
Нетрудно видеть, что основой всех административно-правовых обязанностей, которые должны осуществлять граждане, как субъекты правоотношений является Основной Закон — Конституции Российской Федерации. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть первоочередность именно этого нормативно-правового акта для раскрытия сущности административно-правового статуса граждан.
При этом определяя обязанности граждан в качестве одного из элементов их конституционно-правового статуса, необходимо подчеркнуть следующие принципы:
Для более детального рассмотрения административно-правовых граждан необходимо обратиться к конкретным более частным примерам их осуществления. Так, например, Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях.
Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях - получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг.
В случае, когда гражднае не исполняют свои прямые обязанности в сфере государственного управления в их отношении возможно применение разных способов воздействия, в том числе и административно-правовых. В данной ситуации, при существовании определенных оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Таким образом, установление для граждан юридических обязанностей помимо предусмотренных в законе строго наказуемо.
Следует подчеркнуть выделения в административно-правовом статусе гражданина административную ответственность в качестве самостоятельного структурного элемента В структуре административно-правового статуса гражданина административная ответственность представляет собой необходимость принудительного претерпевания гражданином лишений и ограничений личного, морального или материального характера в случае совершения им административного правонарушения.
Закрепление в законодательстве административной ответственности граждан ставит их в определенное регламентированное положение по отношению к государству и обществу, заставляя тем самым граждан соблюдать установленные нормы и правила. Введение или отмена административной ответственности, ее усиление или ослабление влекут изменения в содержании административно-правового статуса гражданина.
Таким образом, реализация административно-правового статуса граждан в сфере государственного управления, осуществляются путем реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.
Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Она представляет собой сложный механизм, объединяющий различные средства и способы, обеспечивающие благоприятные условия для претворения в жизнь прав и свобод граждан. Другими словами гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.
Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления