Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении комплекса правовых проблем, определяющих специфику административно-правового статуса граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• исследовать сущность и специфику административно-правового статуса личности в рамках административного права;
• проанализировать структуру административно-правового статуса гражданина посредством анализа основных элементов ее составляющих

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 5
1.1.Сущность и структура административно-правового статуса гражданина 5
1.2. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов 10
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 13
2.1. Права граждан в сфере государственного управления 13
2.2. Обязанности граждан в сфере государственного управления 17
Глава 3. Гарантии административно-правового статуса личности 21
Заключение 26
Список источников и используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все государственные органы Конституцией РФ и российским законодательством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан.

Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии обуславливаются необходимым уровнем развития общественных отношений в экономической сфер, который позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

    • уровнем экономического развития общества;
    • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
    • запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
    • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
    • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии находят выражение в уровне развития общественных отношений в политической сфере, который обуславливается наличием следующих принципов государственного устройства:

    • уровнем политической стабильности в обществе;
    • эффективностью деятельности органов государственной власти;
    • созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
    • социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
    • наличием многопартийности;
    • наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
    • поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно- нравственные) гарантии определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества также уровнем культурного развития и находят свое отражение в следующих принципах:

    • уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
    • состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
    • уровнем общественного порядка и др.

Кроме того, необходимо отметить, что наиболее важным видом гарантий, которые в наибольшей форме позволяют гражданам осуществлять необходимую деятельность в рамках своего административно-правового статуса являются специальные юридические гарантии:

    • нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
    • ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
    • наличие юридических процедур;
    • право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
    • право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;
    • контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
    • прокурорский надзор;
    • обращения граждан (предложение, заявление, хадатайство, жалоба).

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их Должностным лицам.

Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г12. действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан. Одним из принципов государственной службы является приоритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их13.

Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»14. Поскольку деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отделена от судебной, исполнительной и законодательной власти, можно утверждать, что он играет самостоятельную роль в системе властных органов государства. В соответствии с законом Уполномоченный по правам человека способствует:

а) восстановлению нарушенных прав,

б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина,

в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права,

г) выявлению нарушенных прав,

д) устранению выявленных нарушений,

е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Наиболее эффективной формой, обеспечивающей административно-правовой статус, является судебная защита. Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»15 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Таким образом, судебная защита не только помогает восстановить нарушенные права, но и способствует укреплению законности  и правопорядка в сфере государственного управления, выявляя недостатки в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц, анализируя причины их возникновения.

Итак, в современной российской юридической практике существует множество форм и способов защиты и гарантий прав и свобод граждан, составляющих их административно-правовой статус. Законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии, а также создаются специальные механизмы для их осуществления и наибольшей реализации.

Заключение

Положение гражданина как субъекта административного права определяется его административно-правовым статусом. Административно-правовой статус российских граждан представляет собой комплекс их прав и обязанностей, закрепленных, прежде всего в Конституции РФ, а также нормах административного права.

В формировании и реализации составляющих административно-правовой статус граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере, организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан, помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты).

Граждане РФ в соответствии со своим правовым статусом обладают правоспособностью и дееспособностью и участвуют в административно-правовых отношениях, выступая от своего имени и имея комплекс прав, свобод  и обязанностей. То есть административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. При этом они осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, цель которых заключается в содействии по поводу исполнения гражданами своих полномочий, либо контроль за надлежащим их исполнением.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют в сфере исполнительной власти свои личные общегражданские права и обязанности, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.

Государственные органы обладают главенствующей ролью по отношению к гражданам поэтому необходимо перенести приоритет регулирующей роли государственных органов и должностных лиц на деятельность не только по контролю над реализацией обязанностей граждан, но и на защиту их прав и свобод, а также продолжение укрепления гарантий этих элементов административно-правового статуса граждан.

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению своими гражданами прав и свобод. Конституционные права и свободы в РФ обеспечены набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся как внутригосударственные средства и методы, такие как конституционно – судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции); конституционные гарантии правосудия; законная самозащита человеком своих прав; так и международно-правовой механизм (комитеты ООН, Европейский Суд по правам человека).

Список источников и используемой литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета. – 2009. - № 7

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 23 февраля 2013 г. № 14-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

ФКЗ РФ от от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

ФКЗ РФ от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

ФЗ РФ от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 20.04.2014) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031

ФЗ РФ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступившими в силу с 20.04.2014) // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4029

ФЗ РФ от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 08.06.2012) // «Собрание законодательства РФ», 21.06.2004, N 25, ст. 2485.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 01.09.2013) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 13.02.1992, N 7, ст. 300.

Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 09.02.2009) // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.05.1993, N 19, ст. 685.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права. — М.: Норма, 2005. 368 с.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - М.; Зерцало-М, 2010. С 347.

4. Административное право России: Учебник. Часть 1. Государственное управление и административное право / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Московская академия МВД России; Щит, 2002. 256 с.

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления