Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические вопросы, связанные с задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации как высшего органа государственной власти
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. раскрыть историю развития правительства России в XX веке;
2. изучить Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти;
3. рассмотреть состав, порядок формирования и отставку Правительства Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
История развития правительства России в XX веке…………………….5
Правительство Российской Федерации - высший исполнительный
орган государственной власти………………………………………………...…8
1.3. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Российской Федерации…………………………………………………………………….….12
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Полномочия Правительства………………………………………………..18
2.2. Организация деятельности Правительства…………………….………….26
2.3. Акты Правительства……………………………………………………..….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
орган государственной власти………………………………………………...…8
1.3. Состав, порядок формирования
и отставка Правительства Российской
Федерации………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Полномочия Правительства……………………………………………
2.2. Организация деятельности Правительства…………………….………….26
2.3. Акты Правительства………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Правительство Российской Федерации - высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. Статус Правительства Российской Федерации является базовым, изначальным для возникновения, становления и развития административно-правового статуса этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями (областями) общественной жизни России.
Объектом исследования курсовой работы является Правительство РФ в системе органов государственной власти.
Предметом исследования курсовой работы являются основные задачи и полномочия Правительства Российской Федерации.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические вопросы, связанные с задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации как высшего органа государственной власти
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. раскрыть историю развития правительства России в XX веке;
2. изучить Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти;
3. рассмотреть состав, порядок формирования и отставку Правительства Российской Федерации;
4. дать характеристику полномочиям Правительства;
5. изучить организацию деятельности Правительства;
6. проанализировать акты Правительства.
Цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая включает введение, две главы, заключение и список литературы.
В процессе написания работы были использованы научные труды следующих авторов: Баглая М.В., Дмитриев Ю.А., Козлова Е.И., Кутафина О.Е., Окунькова Л.А., Смоленского М.Б. и других.
Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез.
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Совет Министров РСФСР был учреждён Указом Президиума ВС РСФСР от 23 марта 1946 года, вместо СНК РСФСР как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, Правительство РСФСР.
Это было вызвано тем, что ранее (15 марта 1946 года) вышел Закон СССР «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик».
С 1953 года в соответствии с решениями XX и XXI съездов КПСС создаётся законодательная база, позволяющая расширить права республик в руководстве промышленности и сельским хозяйством. Совет Министров РСФСР теперь осуществляет руководство тысячами производственных предприятий, ранее находившихся в ведомстве органов исполнительной и законодательной власти СССР.
В связи с большим уровнем управленческих и координационных задач, структура, ранее существовавшая в форме СНК РСФСР стала более не практична.1
Для оперативного и своевременного решения текущих вопросов аппарат Совета Министров РСФСР 30 сентября 1953 года был реорганизован. В 1955 году произошло сокращено количество структурных элементов. 7 сентября 1955 года Бюро СНК РСФСР преобразовано в Президиум Совета Министров РСФСР. C 11 июля 1991 согласно закону «О Президенте РСФСР» деятельностью Совета Министров руководил Президент РСФСР.
6 ноября 1991 года в связи с проведением радикальной экономической реформы Президент РСФСР Б. Н. Ельцин издал Указ № 171 «О реорганизации Правительства РСФСР». В соответствии с этим указом, на период экономической реформы, Президент возложил на себя руководство Правительством и поручил Совету Министров РСФСР исполнять свои обязанности до формирования Правительства РСФСР. 10 ноября вышло первое распоряжение «правительства реформаторов» . С этого момента де-факто употреблялось в основном название Правительство РСФСР. 15 ноября Совет Министров РСФСР отправлен в отставку.2
25 декабря 1991 специальным законом РСФСР была переименована в Российскую Федерацию и Правительство РСФСР был переименовано в Правительство Российской Федерации), согласно пункту закона об изменении названия государственных органов, хотя в своих документах за 1992 год правительство и министерства продолжали использовать наименование РСФСР. До конца 1992 года на документах правительства ставились печати с надписью «РСФСР» и с гербом РСФСР.
В связи с распадом СССР 26 декабря 1991 года Правительство Российской Федерации стало правительством независимого государства и более в своей деятельности не руководствовалось Конституцией СССР, законами СССР и решениями правительства СССР, которым было обязан следовать ранее, хотя некоторые госучреждения и организации СССР еще продолжали функционировать в течение 1992 года. До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР), несмотря на то что в Конституцию были внесены многочисленные поправки, исключающие упоминание СССР.
16 мая 1992 года из Конституции РСФСР согласно новой редакции были исключены пункты о подведомственности в некоторых вопросах российских органов государственной власти союзным. Российское правительство в Конституции именовалось как «Совет Министров Российской Федерации» (в названии главы и основном определении), хотя в её тексте встречались формулировки «Совет Министров (Правительство) Российской Федерации» и «Правительство Российской Федерации». Хотя до декабря 1993 года действовал закон регулировавший деятельность Президента — должностного лица, который руководил деятельностью Совета Министров, где правительство называлось — Совет Министров РСФСР.
Так как Россия стала государством-продолжателем Советского Союза, к Правительству Российской Федерации перешли многие функции Кабинета Министров СССР. В 1992 году происходило объединение российских и союзных министерств и ведомств.3
14 декабря 1992 года Президент России назначил Председателем Совета Министров — Правительства Российской Федерации — В. С. Черномырдина. Через несколько дней в соответствии с Законом Российской Федерации № 4174-l были определены новые полномочия Совета Министров Российской Федерации. Он стал называться Совет Министров — Правительство Российской Федерации. В январе 1993 года когда был опубликован новый закон, Закон РСФСР от 3 августа 1979 года «О Совете Министров РСФСР» полностью прекратил своё действие.
23 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции России Президент России Б. Н. Ельцин издал указ «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации», согласно которому Совет Министров — Правительство Российской Федерации было преобразовано в Правительство Российской Федерации. При этом предписывалось сократить численный состав Правительства; сократить количество министерств, государственных комитетов и ведомств; сократить Аппарат Правительства; преобразовать часть государственных комитетов в министерства.
Согласно пункту 4 Раздела II «Заключительные и переходные положения» Конституции России 1993 года, вступившей в силу 25 декабря 1993 года: Совет Министров — Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется — Правительство Российской Федерации.4
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами.
Согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство Российской Федерации осуществляет государственное управление.
Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».5
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как:
Федеральных законов, Данный принцип означает признание Конституции Российской Федерации как главнейшего акта в организации деятельности Правительства, его взаимоотношении с другими органами государственной власти, строение иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Правительства на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законов;
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Вся система государственной власти строится на данном принципе. Иными словами ничто не должно препятствовать народу осуществить свою власть и Правительство России в нашем случае служит (хотя и косвенно) удовлетворению этого принципа и ни в каком случае не должно ему препятствовать;
Российской Федерации. Согласно Конституции - Россия федеральное государство, то есть применительно к власти она строится на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации. Исходя из этого, государственная власть должна четко разграничивать полномочия на собственные, на полномочия субъектов и на совместные полномочия;
Правительства означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти, наряду с другими ветвями власти, взаимодействие с ними. Оно защищено от вмешательства других органов власти в свою компетенцию, но в тоже время не должно само вмешиваться в работу данных органов;6
Федерации означает его «правовую связанность» и организационную и правовую подотчетность. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, которая выражается в сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, в принятии решения об отставки Правительства, освобождения от должности Председателя Правительства, его председателей и министров. Правительство информирует Президента о своей текущей деятельности, выполнении указов и законов. Имеет рычаги давления и законодательная власть, например выражение недоверия Правительству;
решениях и действиях Правительства. Принцип гласности реализуется посредством ряда гарантий: а) п.3 ст.15 Конституции РФ устанавливает, что любой нормативно- правовой акт затрагивающий права и свободы человека подлежит обязательному опубликованию; б) Правительство регулярно и оперативно проводит встречи и дает информацию для прессы о своих заседаниях и принятых решениях; в) работники СМИ при планировании программной политики должны обеспечивать всестороннее и объективное информирование телезрителей (радиослушателей) о работе федеральных органов государственной власти, деятельности Правительства;7
Информация о работе Правительство РФ как высшей орган государственной власти