Правительство РФ как высшей орган государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические вопросы, связанные с задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации как высшего органа государственной власти
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. раскрыть историю развития правительства России в XX веке;
2. изучить Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти;
3. рассмотреть состав, порядок формирования и отставку Правительства Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
История развития правительства России в XX веке…………………….5
Правительство Российской Федерации - высший исполнительный
орган государственной власти………………………………………………...…8
1.3. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Российской Федерации…………………………………………………………………….….12
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Полномочия Правительства………………………………………………..18
2.2. Организация деятельности Правительства…………………….………….26
2.3. Акты Правительства……………………………………………………..….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

ПРАВИТЕЛЬСТВО.docx

— 77.05 Кб (Скачать файл)
  • Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина

произволен от Конституционных положений о человеке как высшей ценности (ст.2), о праве граждан участвовать в управлении делами государства, о правах и свободах человека и гражданина. Это означает ориентацию Правительства на обеспечение прав и свобод граждан во всех сферах своей деятельности.8

    Можно конечно  добавить многие другие, такие  как профессионализм, компетентность, коллегиальность и т.д., однако  основополагающими являются именно  эти семь, прямо указанные в  законе.

    Вопрос о задачах  Правительства является ключевым  в теории Правительства и приобретает  научную и практически-политическую  значимость в организации деятельности  Правительства.

     Задачи  Правительства РФ на современном этапе – это ведущие направления в деятельности Правительства. В них выражается целевая нагрузка данного органа исполнительной власти и с ними напрямую связан предоставляемый Правительству объём государственных полномочий. Говоря по-другому, под современными задачами понимают и цели, которые ставит государство перед Правительством Российской Федерации, и основные направления его деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая задача Правительства имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Задачи отражают содержание деятельности Правительства и в известной степени характеризуют его сущность.

     Первая задача - это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической.

     С данной задачей тесно взаимосвязана и обусловлена ею вторая важная задача - объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных миниϲтерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

     Взятые в совокупности указанные задачи характеризуют в целом Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т.е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми остальными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также межотраслевую сферу.9

 

 

    1. Состав, порядок формирования  и отставка Правительства Российской Федерации

      Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

      В соответствии  с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.10

      Председатель  Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской  Федерации с согласия Государственной  Думы.

     Предложение  о кандидатуре Председателя Правительства  Российской Федерации вносится  не позднее двухнедельного срока  после вступления в должность  вновь избранного Президента  Российской Федерации или после  отставки Правительства Российской  Федерации либо в течение недели  со дня отклонения кандидатуры  Государственной Думой.

     Государственная  Дума рассматривает представленную  Президентом Российской Федерации  кандидатуру Председателя Правительства  Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

      После трехкратного  отклонения представленных кандидатур  Председателя Правительства Российской  Федерации Государственной Думой  Президент Российской Федерации  назначает Председателя Правительства  Российской Федерации, распускает  Государственную Думу и назначает  новые выборы.

      Председатель  Правительства Российской Федерации  не позднее недельного срока  после назначения представляет  Президенту Российской Федерации  предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

      Председатель  Правительства Российской Федерации  предлагает Президенту Российской  Федерации кандидатуры на должности  заместителей Председателя Правительства  Российской Федерации и федеральных  министров.11

      Председатель  Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской  Федерации из числа граждан  Российской Федерации, не имеющих  гражданства иностранного государства  либо вида на жительство или  иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание  гражданина Российской Федерации  на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.12

      Председатель  Правительства Российской Федерации  освобождается от должности Президентом  Российской Федерации: по заявлению  Председателя Правительства Российской  Федерации об отставке; в случае  невозможности исполнения Председателем  Правительства Российской Федерации  своих полномочий.

      Президент  Российской Федерации уведомляет  Совет Федерации и Государственную  Думу Федерального Собрания об  освобождении от должности Председателя  Правительства Российской Федерации  в день принятия решения.

     Освобождение  от должности Председателя Правительства  Российской Федерации одновременно  влечет за собой отставку Правительства  Российской Федерации.

      В случае  временного отсутствия Председателя  Правительства Российской Федерации  его обязанности исполняет один  из заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации  в соответствии с письменно  оформленным распределением обязанностей.

    В случае освобождения  от должности Председателя Правительства  Российской Федерации Президент  Российской Федерации вправе  до назначения нового Председателя  Правительства Российской Федерации  поручить исполнение обязанностей  Председателя Правительства Российской  Федерации одному из заместителей  Председателя Правительства Российской  Федерации на срок до двух  месяцев.13

      Заместители  Председателя Правительства Российской  Федерации и федеральные министры  назначаются на должность и  освобождаются от должности Президентом  Российской Федерации по предложению  Председателя Правительства Российской  Федерации. Заместители Председателя  Правительства Российской Федерации  и федеральные министры назначаются  из числа граждан Российской  Федерации, не имеющих гражданства  иностранного государства либо  вида на жительство или иного  документа, подтверждающего право  на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории  иностранного государства.14

      Правительство  Российской Федерации может подать  в отставку, которая принимается  или отклоняется Президентом  Российской Федерации.

     Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

     Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

     Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

     В случае  отставки или сложения полномочий  Правительство Российской Федерации  по поручению Президента Российской  Федерации продолжает действовать  до сформирования нового Правительства  Российской Федерации.

      Заместители  Председателя Правительства Российской  Федерации и федеральные министры  вправе подавать заявления об  отставке.

      Председатель  Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства  Российской Федерации и федеральные  министры обязаны при назначении  на должность, а впоследствии  ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.15

     Члены Правительства Российской Федерации не вправе: быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства Российской Федерации обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха и др.16

 

     Из всего изложенного в данной главе можно сделать вывод следующий вывод: Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющими исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ – коллегиальный орган, состоящий из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Возможно включение в состав Правительства не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, на правах федерального министерства действует директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).

 

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ  И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

2.1. Полномочия  Правительства

     Как высший  орган федеральной исполнительной  власти, Правительство Российской  Федерации обладает очень широким  кругом полномочий.

     Правительство  РФ в пределах своей компетенции  организует реализацию внутренней  и внешней политики государства; осуществляет регулирование в  социально-экономической сфере; обеспечивает  единство системы исполнительной  власти в стране, направляет и  контролирует деятельность ее  органов; формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает  их реализацию; реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы.17

      Правительство  РФ вправе делегировать осуществление  части своих полномочий федеральным  органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены  законодательством к исключительным  полномочиям Правительства, по соглашению  с органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  передавать им осуществление  части своих полномочий или  принимать осуществление части  их полномочий, если это не  противоречит Конституции РФ  и федеральным законам.18

     В  сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.

Информация о работе Правительство РФ как высшей орган государственной власти