Правовая характеристика административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

В связи с этим цель данной работы – уяснить природу и сущность административного правонарушения, понять различие между административным правонарушением и преступлением. Задачи: изучить понятие, состав, признаки, виды административных правонарушений.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и юридический состав административного правонарушения ……... 5
2. Сущность и признаки административного правонарушения ……………….. 13
3. Виды административных правонарушений ………………………………….. 17
4. Отличие административного правонарушения от преступления ………...… 26
Заключение ………………………………………………………………………... 28
Список используемой литературы ………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

КР АП 2.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по дисциплине

«Административное право»

 

 «Правовая характеристика административного правонарушения»

 

Оренбург 2011

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Понятие и юридический состав административного правонарушения ……... 5

2. Сущность и признаки  административного правонарушения  ……………….. 13

3. Виды административных  правонарушений ………………………………….. 17

4. Отличие административного  правонарушения от преступления  ………...… 26

Заключение ………………………………………………………………………... 28

Список используемой литературы ………………………………………………. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России, как и во всем цивилизованном мире, существуют различные  правила, обязательные к соблюдению всеми, которые направлены на поддержание порядка и дисциплины в различных сферах деятельности, которые каким-либо образом затрагивают интересы физических и юридических лиц. Еще в средних веках появились правила поведения в обществе, именуемые этикетом, которые обязаны были соблюдать все лица благородного происхождения. Большинство «положений» правил этикета дошли и до наших дней и негласно соблюдаются многими людьми. Но в современной России существует множество других норм, требований и правил, предписанные действующим законодательством. Например, правила торговли, правила охраны труда, правила дорожного движения, правила охоты, правила приобретения, учета, хранения и использования оружия, правила воинского учета и многие другие. Эти нормы направлены на защиту интересов граждан, общества и государства в целом и адресованы широкому кругу субъектов. Нарушение их может привести к общественно опасным последствиям. Нарушение правил дорожного движения угрожает жизни и здоровью людей, может привести к дорожно-транспортному происшествию с повреждением автомобилей или иного имущества. Нарушение правил поведения в общественном транспорте создает дискомфорт окружающим, а безбилетный проезд ведет к имущественному ущербу транспортных предприятий.

Поэтому государство создает нормативно-правовую базу для регулирования отношений между людьми и предприятиями (организациями). Перечисленные выше и многие другие правила установлены федеральными законами, законами субъектов РФ, органами исполнительной власти.

Актуальность данной темы контрольной работы обоснована тем, что, несмотря на действие законов и правил люди часто нарушают их, создавая неудобство и принося вред окружающим, в том числе природе. А также необходимостью юридического регулирования отношений.

Безусловно, административные правонарушения влекут за собой определенную общественную опасность. Существуют мнения, что общественная опасность присуща только уголовным преступлениям, а для административных правонарушений свойственна другая характеристика – вред.

В связи с этим цель данной работы – уяснить природу  и сущность административного правонарушения, понять различие между административным правонарушением и преступлением. Задачи: изучить понятие, состав, признаки, виды административных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  юридический состав административного  правонарушения

 

Нарушение обязательных правил, о которых говорится во введении к данной работе, а точнее их несоблюдение, влечет за собой применение к нарушителю административных санкций. Оно квалифицируется как административное правонарушение, которое является основанием для административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года, принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 года, в редакции более поздних федеральных законов, дает определение понятию административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».


(Ч. 1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях)

 

Иными словами, существуют определенные отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, за нарушение которых возможно привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности.

 Вместе с тем существуют формальные составы правонарушений, при которых лицо, совершившее противоправное деяние, может быть привлечено к административной ответственности даже если вред от совершения административного правонарушения еще не наступил. В частности, глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет юридическую ответственность за правонарушения в области дорожного движения. Нарушение некоторых норм в данной области повышает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия, вероятность наступления факта вредоносности для личности и общества.

Статья 1.1 КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации. И административная ответственность определяется только в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ.

Состав административного  правонарушения позволяет по юридическим критериям элементов отграничить его от смежных, частично совпадающих с ним преступлений. Законодательство не дает понятия состава административного правонарушения. Но его можно определить исходя из его содержания. Состав административного правонарушения – это совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Таким образом, право закрепляет признаки административного правонарушения, образующие юридический состав, который является единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

В то же время признаки и состав – это не одно и то же. Если с помощью признаков мы можем получить общую социально-психологическую и юридическую характеристику деяния, то состав определяет его правовую квалификацию и позволяет нарушителя привлечь к ответственности. Юридический состав призван быть основанием этой ответственности. Кроме того, наличие всех признаков административного правонарушения не всегда может приводить к административной ответственности. Например, противоправное деяния 15-летнего подростка может обладать всеми признаками административного правонарушения, но в нем не будет юридического состава, так как субъектом административного проступка не может быть лицо, не достигшее 16-летнего возраста.

«Административной ответственности подлежит лицо, достигшее  к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

(Ч. 1 ст. 2.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях)


 

Элементами состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.



 

1.1. Объект

К общему объекту административного права относятся общественные отношения, которые возникли в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируются нормами административного, в ряде случаев конституционного, таможенного, трудового, финансового, экологического, земельного и других отраслей права.

Родовым объектом административного проступка являются личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, государственный и общественный порядок, отношения в сфере экономики, установленный порядок управления.

Видовой (или непосредственный) объект посягательства, например, общественная нравственность, честь, достоинство граждан, также характеризует каждый конкретный проступок.

 

1.2. Объективная сторона

Объективная сторона, как элемент административного правонарушения, дает характеристику проступку как антиобщественному акту внешнего поведения нарушителя норм права, который влечет административную ответственность и выражается в действии, бездействии и конечном результате.

Проводя анализ объективной  стороны состава административного  правонарушения, необходимо иметь ввиду многообразие ее проявлений. Например, мелкое хулиганство, согласно статье 20.1. КоАП РФ, может выражаться нецензурной бранью, распеванием непристойных песен в общественных местах, оскорблением граждан словами или жестами, оскорбительным приставанием к гражданам. Также к мелкому хулиганству могут быть отнесены беспричинный вызов скорой помощи, милиции, пожарной охраны, умышленная езда на транспорте по лужам вблизи тротуаров, поджигание корреспонденции в почтовых ящиках и многие другие деяния, вытекающие из текста данной статьи.

«Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества…»


(Ч. 1 ст. 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях)

 

Объективная сторона  заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. Она также во многом зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших последствий. Учитывает также совершение противоправных деяний в прошлом, систематичность, неоднократность, повторность. Случаются длящиеся нарушения.

Неоднократность однородного  действия или бездействия является одним из условий для признания  его объективной стороной административного правонарушения. Причем статья 4.3. КоАП РФ определяет повторное совершение однородного административного правонарушения отягчающим административную ответственность обстоятельством.

 

«Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:


1) продолжение  противоправного поведения, несмотря  на требование уполномоченных  на то лиц прекратить его;

2) повторное  совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение  несовершеннолетнего в совершение  административного правонарушения;

4) совершение  административного правонарушения группой лиц;

5) совершение  административного правонарушения  в условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

6) совершение  административного правонарушения  в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное  лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим».

(Ч. 1 ст. 4.3. Кодекса РФ об административный правонарушениях)

 

Важно отметить, что понятия длящееся и продолжаемое административные правонарушения отличаются. Продолжаемое правонарушение – это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.

 

1.3. Субъект

Субъектом административного  правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, которое  причинило вред потерпевшему или  общегосударственным интересам своим виновным действием или бездействиемю

Физические лица делятся  на:

1) общий субъект (граждане, достигшие 16-летнего возраста);

2) специальный субъект (должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории РФ иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства;

3) особый субъект (военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов.

Для одних категорий  могут быть применены дополнительные основания для административной ответственности, для других применение мер может быть ограничено.

Например, должностное  лицо подлежат административной ответственности, если оно совершило административное правонарушение, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

К лицам, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующие прохождение государственной службы в определенных органах, например, военные или сотрудники полиции, не могут быть применены административные санкции в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа. Об этом говорится в статье 2.5. КоАП РФ.

Информация о работе Правовая характеристика административного правонарушения