Правовая характеристика административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

В связи с этим цель данной работы – уяснить природу и сущность административного правонарушения, понять различие между административным правонарушением и преступлением. Задачи: изучить понятие, состав, признаки, виды административных правонарушений.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и юридический состав административного правонарушения ……... 5
2. Сущность и признаки административного правонарушения ……………….. 13
3. Виды административных правонарушений ………………………………….. 17
4. Отличие административного правонарушения от преступления ………...… 26
Заключение ………………………………………………………………………... 28
Список используемой литературы ………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

КР АП 2.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Однако за нарушение  правил режима Государственной границы  РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов и некоторых других они несут административную ответственность на общих основаниях.

Вместе с тем полномочные  органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими,   могут  вместо  применения  административного  наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

 

1.4. Субъективная сторона

Субъективная сторона административного правонарушения заключается в психическом отношении субъекта к совершенному им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям. Она воплощается в понятии деликтоспособности.

Виновное деяние признается правонарушением лишь тогда, когда  это деяние находилось под контролем  воли и сознания лица, его совершившего. Юридически деяние не будет признано правонарушением, даже если оно принесло вредные последствия, если лицо, его совершившее, не могло выбрать правомерный вариант поведения из-за невменяемости, малолетства, физического или психического воздействия (под принуждением).

Субъективная сторона  – это вина, которая выражается в форме умысла или неосторожности. Их определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

«1. Административное правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.


2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

(Ст. 2.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях)

 

Теория административного  права определяет две формы умысла – прямая и косвенная. Если нарушитель сознает противоправность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий своих действий и желает их наступления, то это прямой умысел. Если лицо не желает вредных последствий, но предвидит, сознательно допускает их, либо ему безразлично, то это косвенный умысел.

Например, сознательно, с прямым умыслом совершалось правонарушение, связанное с ведением «двойной бухгалтерии» в Ижевске в 2006 году, когда работникам фирмы выплачивалась заработная плата в конверте.

С косвенным умыслом  совершил правонарушение, предусмотренное  частью 2 статьи 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения, повлекшие причинение вреда здоровью средней тяжести потерпевшему), житель Москвы С. А. Литвинов, который 24 октября 2010 года, управляя транспортным средством, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с двумя другими транспортными средствами. В результате ДТП был причинен вред здоровью водителя одного из автомобилей. Федеральный судья Головинского районного суда Москвы назначил виновному наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей (Постановление Головинского районного суда города Москвы от 3 марта 2011 года).

Таким образом, правонарушитель несет административную ответственность только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.

Неосторожность –  еще одна формы вины, при которой  правонарушитель предвидел возможные  вредные последствия, но рассчитывал на их предотвращение или ненаступление. Она может быть связана с самонадеянностью (легкомыслием) или небрежностью (халатностью).



 

 

 

 

 

 

 

 

Однако неосторожность отличается от случайности (или казуса), при которых административная ответственность не наступает.


Существуют и другие элементы субъективной стороны. Факультативными являются мотив и цель правонарушения. При этом целью является предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель. Мотивом называется осознаваемая причина, которая побуждает виновное лицо к противоправному действию.

Содержание умышленной вины определяется характером административ-ного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.

 Формальный состав административного правонарушения не предусмат-ривает наступления общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила.

 Материальный состав включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий. Например, мелкое хищение влечет для собственника материальные потери.

Наличие вины является необходимым признаком административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и признаки административного правонарушения

 

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  и другие нормативные акты определяют административную ответственность  за правонарушения только при условии, что эти деяния по своему характеру  не влекут за собой уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Признаки административного  правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.

Признаками административного  правонарушения являются деяние (действие или бездействие), общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Деяние – это осознанный акт человеческого поведения, выраженного  в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Деяние имеет цель, средства, процесс, результат, а также охватывает личностные характеристики – мотив, ценностную ориентацию, психологическое отношение к содеянному.

Деянием является активное нарушение установленной обязанности  или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта. Например, водитель управляет транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушая правила дорожного движения и подвергая опасности окружающих (пассажиров, пешеходов, других водителей, имущество).

Бездействием считается  пассивное поведение, которое выражается в несовершении лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, работник нефтяной компании на обслуживании скважины работает без каски и противогаза, тем самым нарушает правила охраны труда, подвергая опасности себя и возможной юридической ответственности своего руководителя. К бездействию также относится уклонение от подачи декларации о доходах. Еще один пример бездействия (из уголовной практики) неоказание помощи терпящим бедствие при крушении теплохода «Булгария» 10 июля 2011 года экипажами суден «Дунайский-66» и «Арбат».

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Нормы права закрепляют обязательные правила поведения и предусматривают возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие общественной опасности говорит об отсутствии и самого правонарушения.

Любой административный проступок посягает на установленный  порядок и причиняет вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. Причем нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде так и в создании условий для наступления вреда. В то же время общественная опасность не упоминается в числе признаков административного правонарушения в статье 2.1 КоАП РФ. Тем не менее. Их вредность констатирована большинством диспозиций норм Кодекса.

Дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Существует точка зрения, что общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок является «вредоносным». Но с этой позицией я не могу согласиться. Вернусь к административному правонарушению, о котором речь шла в 1 главе настоящей контрольной работы. Житель Москвы С. А. Литвинов, управляя автомобилем, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с двумя другими автомобилями. Он причинил вред здоровью одного из водителей, имущественный вред обоим транспортным средствам. Но ведь своими действиями он создал общественную опасность. Водители могли погибнуть, в том числе виновный. Могли погибнуть и пассажиры автомобилей. Кроме того, Литвинов наверняка создал аварийную ситуацию, создав помехи для движения автомобилей, двигавшихся во встречном направлении. В ДТП могли попасть и другие транспортные средства, пешеходы. В данном случае, как и во многих других административных правонарушениях, общественная опасность является их материальным признаком.

Общественная опасность  присуща административным правонарушениям  в области пожарной безопасности, которые могут привести к гибели многих людей и имущества. К таким же последствиям могут привести нарушения норм охраны труда, правил приобретения, охранения и использования взрывчатых, радиоактивных веществ и других норм и правил.

Нарушение названных  выше и других правил иногда может  привести к уголовной ответственности. Но в большинстве случаев вред от них не настолько велик, чтобы привлекать нарушителей к уголовной ответственности.

Юридическим синонимом общественной опасности в административном праве  является противоправность. Противоправность состоит в совершении действий, запрещенных нормой права, или несовершении действий, предписанных правовым актом.

Вместе с тем, противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

Согласно законодательству, противоправность деяния имеет место  не только в административном, но и  в других отраслях права – конституционном, гражданском, финансовом, налоговом, таможенном, земельном и других. Но соблюдение их норм охраняется мерами административного права.

Таким образом, меры административного  наказания могут быть применены лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права.

Еще одним признаком административного правонарушения является вина, о которой речь шла в 1 главе данной контрольной работы.

Важным признаком административного  правонарушения является его административная наказуемость. Административным правонарушением может быть признано конкретное действие только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного  правонарушения при состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

 

 

 

 

 

 

3. Виды административных  правонарушений

 

Анализ состава административного  правонарушения позволяет классифицировать родовые составы, которые охватывают виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства. Классификация является научной основой для кодификации административного законодательства и повышения эффективности правоприменительной практики. Из-за разнообразия и распространенности проступков единого критерия их классификации нет. В связи с этим применяется комплексный критерий, который объединяет признаки, характеризующиеся единством правового регулирования, устойчивостью и повторяемостью административных отношений.

Информация о работе Правовая характеристика административного правонарушения