Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:52, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая
культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом.
Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая
культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современному обществу. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетии уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием правокультурность.
Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от
развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической - это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т. е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.
Актуальность данной темы вызвана тем, что правовая культура
составляет внутреннюю, ментально-духовную
сторону правовой системы общества и глубоко
пронизывает правосознание, право, правовые
отношения, законность и правопорядок,
правотворческую, правоприменительную
и любую иную юридическую деятельность,
регулирует поведения людей, сообразуясь
с социокультурными, историческими особенностями
различных этносов, выступает инструментом
достижения социальной стабильности.
Общество с высоким уровнем правовой культуры
отличается совершенным законодательством,
лишенным пробелов и противоречий, нечетких
и неясных правовых предписаний, норм,
закрепляющих произвол государства, его
органов или должностных лиц. В таком обществе
действующие нормы права в полной мере
соответствуют общественным отношением
и способствуют их прогрессивному развитию.
До тех пор, пока правовая культура наших
граждан не вырастет до необходимого уровня,
пока идея прав и свобод человека не станет
нравственной потребностью, национальной
идеей, способной объединить все общество,
подвинуть его на новое правовое, политическое,
социальное, экономическое и культурное
созидание, не будут реализованы на практике
процедуры и институты обеспечения
прав и свобод человека.
Объектом исследования является правовая культура как сложное и
развивающиеся общественное явление, имеющее большое значение для функционирования демократического, правового государства. Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне. Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.
Предметом исследования является состояние, особенности и
тенденции развития правовой культуры в современном обществе и ее роль в формировании и развитии гражданского общества, правовой системы и правового государства. Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым.
Цели и задачи работы. Целью работы является комплексное изучение
сущности, структуры, видов и типов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества, выявление роли и значения правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и гражданина и правовой системы ,определение основных путей повышения ее уровня. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методологическую и теоретическую основу исследования составили
общенаучный и частнонаучных методы изучения правовой системы как общественного явления. Общенаучным методом исследования является диалектический метод, который предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. К числу использованных частнонаучных методов следует отнести исторический, сравнительный, социологический, формально-юридический, нормативный, логический, системный, структурно-функциональный, посредством которых проводится анализ существующего законодательства и практики его применения.
Теоретическую основу исследования составили положения, идеи, выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам правовой культуры, проблемам совершенствования и развития правовой культуры.
Нормативная основа. Юридической базой исследования являлись международные нормативно-правовые акты, Конституция Украины, законы, подзаконные нормативные правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной работе разработана комплексная проблема, которая может служить основой для дальнейшего научно-теоретического исследования правовой культуры. Результаты работы позволяют проследить тенденции развития правовой культуры на современном этапе, выявить ее особенности. Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования правовой культуры, конкретизации структурных элементов правовой культуры, при разработке и совершенствовании текущего законодательства, а также государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод граждан.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав,
включающих 5 подразделов, заключения, списка литературы и четырех дополнений.
Концептуальный подход к праву как элементу культуры и цивилизации
позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане. Алексеев С.С. говорил : «Право есть явление культуры как сферы творчества, его аккумуляции, самовозрастания. Это выражается, прежде всего, в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широко диапазона – от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов» [4, ч. 2 стр. 29].
Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой
категории “правовая культура”,
так и ее структурных компонентов, содержание,
функции, в силу того, что понятие правовой
культуры многоаспектно. Насчитывается
более 250 определений.
Например, под правовой культурой понимается
обусловленное всем социальным, духовным,
политическим и экономическим строем
качественное состояние правовой жизни
общества, выражающееся в достигнутом
уровне развития правовой должности,
юридических актов, правосознания и в
целом в уровне правового развития субъекта
(человека, различных групп, всего населения),
а также, в степени гарантированности
государством и гражданским обществом
прав и свобод человека .
Нерсесянц В.С. определил правовую культуру просто, как “дос-
тигнутый уровень развития в правовой (и государственно - правовой) организации жизни людей” [13,стр.353]. Комаров С.А. считает, что правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова[9,стр.140].Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представляющий той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц [9,стр.332].
Правовая культура ( в узком смысле слова ) – это совокупность
материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании. Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколениях людей. Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.).
В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки [6,стр.164-167].
Если первая
точка зрения характерна в основном для
раннего этапа изучения правовой
культуры, то вторая — появилась не
так давно. Правовую культуру
стали определять достаточно широко, включая
в нее право, правоотношения,
правосознание, законность и т. д. и
отождествляя ее тем самым
со всей правовой надстройкой, что
отмечают и сами авторы подобных определений.
«При таком подходе, — пишет В. П. Сальников,
— речь идет о правовом феномене,
близком к пониманию всей
юридической надстройки... Правовая
культура выступает здесь как
особое социальное явление,
охватывающее всю совокупность
важнейших компонентов юридической реальности...»[16,стр.111].
сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого автором перечня ценностей правовой культуры : принципы, формы и
институты народовластия, структура, механизм политической и правовой системы социалистического общества и др., так и из прямого его указания на то, что существует «особая система правовой культуры социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности.»[16,стр.111]
Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на
основании того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории, как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно- социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию «право» философскую замену другим термином.