Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая
культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом.

Файлы: 1 файл

курсовая 111.docx

— 103.56 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая

культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современному обществу. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетии уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием правокультурность.

Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от

развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической - это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т. е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

Актуальность данной темы вызвана тем,   что   правовая   культура

составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведения людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию. 
До тех пор, пока правовая культура наших граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвинуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека.

Объектом исследования является правовая культура как сложное и

развивающиеся общественное явление, имеющее большое значение для функционирования демократического, правового государства. Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне. Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. 

Предметом   исследования   является   состояние,   особенности   и

тенденции развития правовой культуры в современном обществе и ее роль в формировании и развитии гражданского общества, правовой системы и правового государства. Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым.

Цели и задачи работы. Целью работы является комплексное изучение

сущности, структуры, видов и типов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества, выявление роли и значения правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и гражданина и правовой системы ,определение основных путей повышения ее уровня. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выделить теоретические основы понятия и основных элементов правовой культуры;
  • рассмотреть ее сущность, содержание, структуру и функции;
  • провести е исследование историко-правовых предпосылок развития правового статуса человека и гражданина;
  • проанализировать правовую культуру общества и гражданина в современном обществе;
  • исследовать основные принципы правового статуса человека и гражданина;
  • разработать рекомендации по совершенствованию правовой культуры.

Методологическую и теоретическую основу  исследования составили

общенаучный и частнонаучных методы изучения правовой системы как общественного явления. Общенаучным методом исследования является диалектический метод, который предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. К числу использованных частнонаучных методов следует отнести исторический, сравнительный, социологический, формально-юридический, нормативный, логический, системный, структурно-функциональный, посредством которых проводится анализ существующего законодательства и практики его применения.

          Теоретическую основу исследования составили положения, идеи, выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам правовой культуры, проблемам совершенствования и развития правовой культуры.

          Нормативная основа. Юридической базой исследования являлись международные нормативно-правовые акты, Конституция Украины, законы, подзаконные нормативные правовые акты.

           Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной работе разработана комплексная проблема, которая может служить основой для дальнейшего научно-теоретического исследования правовой культуры. Результаты работы позволяют проследить тенденции развития правовой культуры на современном этапе, выявить ее особенности. Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования правовой культуры, конкретизации структурных элементов правовой культуры, при разработке и совершенствовании текущего законодательства, а также государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод граждан.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав,

включающих 5 подразделов, заключения, списка литературы и четырех дополнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Концептуальный подход к праву как элементу культуры и цивилизации

позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане. Алексеев С.С. говорил : «Право есть явление культуры как сферы творчества, его аккумуляции, самовозрастания. Это выражается, прежде всего, в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широко диапазона – от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов» [4, ч. 2 стр. 29].

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как     самой

категории “правовая культура”, так и ее структурных компонентов, содержание, функции, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается более 250 определений.  
Например, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой должности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также, в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека .

Нерсесянц В.С. определил правовую культуру просто, как “дос-

тигнутый уровень развития в правовой (и государственно - правовой) организации жизни людей” [13,стр.353]. Комаров С.А. считает, что правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова[9,стр.140].Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представляющий той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц [9,стр.332].

Правовая    культура ( в узком смысле  слова )  –  это   совокупность

материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании. Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколениях людей. Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.).

        В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения  о  месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее  элементом одной из подсистем юридической  надстройки,  например,  элементом  правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления  правовой  культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы  правовой  надстройки [6,стр.164-167].

       Если первая точка зрения характерна в основном для  раннего  этапа  изучения правовой культуры, то вторая — появилась не  так  давно.  Правовую  культуру стали определять достаточно широко, включая  в  нее  право,  правоотношения, правосознание, законность и т. д.  и  отождествляя  ее  тем  самым  со  всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений.  «При таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь  идет  о  правовом  феномене, близком  к  пониманию  всей  юридической  надстройки...  Правовая   культура выступает  здесь   как   особое   социальное   явление, охватывающее   всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...»[16,стр.111].Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может  быть    высказано

сомнение  в  целесообразности  существования  особой   категории   «правовая культура», коль скоро последняя заменима другими  юридическими  категориями, либо должно быть более точно  определено  специфическое  содержание  понятия правовой культуры, придающее ей  самостоятельный  категориальный  статус.  В данном  случае  происходит  смешение  правовой  разновидности   культуры   с политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать  как  из приводимого автором перечня ценностей правовой культуры :   принципы,  формы     и

институты  народовластия,  структура,  механизм  политической   и   правовой системы социалистического общества и др., так и из прямого его  указания на  то,  что  существует  «особая  система  правовой  культуры   социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности.»[16,стр.111]

 Иногда   правовую надстройку разводят с правовой  культурой    на

основании того, что понятия, обозначающие данные явления,  принадлежат  якобы  к  двум различным теоретическим уровням — соответственно философскому  (исторический материализм) и конкретно-социологическому. Думается,  что  такие  категории, как правовая надстройка, правовая культура,  государство,  право  и  т.  д., могут изучаться и на уровне  исторического  материализма,  и  на  конкретно- социологическом уровне; переход  с  первого  на  второй  уровень  анализа  и наоборот  отнюдь  не  требует  замены  одной  категории  на   другую,   если исследуется одно и то же явление. Правовая  культура  может  и  должна  быть подвергнута философскому анализу как одна из  подсистем  культуры  в  целом, что, однако, не влечет за собой  необходимости  называть  правовую  культуру юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на  уровне исторического материализма не приводит к необходимости  подыскивать  понятию «право» философскую замену другим термином.

Информация о работе Правовая культура