Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая
культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом.

Файлы: 1 файл

курсовая 111.docx

— 103.56 Кб (Скачать файл)

В   философской литературе отмечается, что   « соотношение  между

обществом и культурой выступает как соотношение не целого и  части,  а  целого  и  его качества».  Следовательно,  правовая  подсистема  общества   —   правовая надстройка и правовая культура соотносятся  между  собой  как  целое  и  его качество. Это означает, что  правовая  культура  характеризует  качественное состояние правовой надстройки,  выражающееся  в  уровне  развития,  как  всей правовой  действительности,  так  и  отдельных  ее   компонентов.   Правовая культура не является частью или областью  правовой  надстройки,  но  как  ее качественная характеристика присуща всем  сферам  правовой  жизни  общества, пронизывает  эти  сферы   и   является   известной   атмосферой   (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения  к  праву) жизни этого общества. Следует  оговориться,  что  правовая  жизнь  общества, правовая действительность, правовая надстройка трактуются  в  данной  работе как  предельно  широкие  и  во  многом   близкие   друг   другу   категории. Представление обозначаемого ими объекта как  системы  позволяет  говорить  о правовой системе общества, в которую мы включаем  юридическую  деятельность, правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

    1. Понятие и признаки правовой культуры

Многие авторы, выделяют следующие признаки правовой культуры :

  • определяется как творческая деятельность, с одной стороны, и как образ мышления, знания, идеалы, с другой;
  • отражает позитивную сторону правовой жизни;
  • связана с человеческой деятельностью;
  • определяется лишь социально полезными действиями;
  • имеет определенные цели и задачи, выполняет свойственные ей функции;
  • выступает гарантией свободы  личности,  ее  прав и   свобод;
  • обеспечивает правовую активность личности,   социальной   группы, общества в целом;
  • характеризует  уровень правосознания, законности  и   правопорядка;
  • непосредственно связана с совершенствованием правотворческой и правоприменительной практики.

Признаки правовой культуры дают возможность определить, насколько высоко оценивается в общества ее уровень, уровень   ее цивилизованности.

Понятие правовой    культуры –    это глубокие , объемные  и

формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.   Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества. 

        Особо следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры. Как часть общей культура, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение [14,стр.243]. В свою очередь законность способствует формированию культуры общества.

В состав правовой культуры   входят следующие    наиболее   крупные культурные комплексы:

  • право как система норм, выражающих государственные веления;
  • правоотношения, т.е. система общественных отношений, , регулируемых правом;
  • правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;
  • правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;
  • правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных  отношений.

 Важнейшим   признаком    правового    государства,      обязательным

условием его построения является  высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей  и других должностных лиц. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как   образ мышления,    нормы и стандарты   поведения   [18].

Отметим   следующие   признаки    правовой     культуры.    Во-первых,

равенство; в границах права люди, несмотря на свою неповторимость и особенность, взаимодействуют как равные друг другу. Общественные субъекты вступают в отношения права лишь какой-то одной своей (но присущей всем) социальной ипостасью. Поэтому правовая культура соизмеряется одной социальной мерой по отношению к различным общественным субъектам.

Во-вторых, исконно правообразующим признаком, наряду с равенством, является свобода. Право распространяется только на свободных граждан, причем свобода означает нечто большее, чем только возможность для каждого участника отношений права выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Бытие свободы в области права исключает самоуправство и своеволие; скорее, право выступает как форма, норма и мера свободы. Если хочешь быть свободным, ты должен соотносить свою свободу с признанием свободы других. Именно так возникает правовое отношение. В-третьих, еще один специфический признак права - справедливость как эквивалентность и сбалансированность прав и обязанностей, находящихся в правовых отношениях общественных субъектов. Причем справедливость как признак права может существенно отличаться от социальной и моральной справедливости.

    1. Функции правовой культуры

Прежде всего, обратимся к самому   значению слова   “функция”. В

толковом словаре даётся такое определение: функция (от лат. function - осуществление, исполнение) - обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно - преобразовательная  функция  связана  с созданием

гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.  

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы  все    элементы

правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые). Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях.

Ценностно-нормативная функция правовой  культуры  выражается с

помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это — оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей

оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие. Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой  культуры  может  быть

Изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности  [15, стр.28].

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права. Освоение этой функции определит наше отношение   к     правовому

культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры, позволит овладеть социокодом правовой культуры различных эпох. Правовая культура конкретного общества не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам. Опыт даже недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками, сбросив со счета культурное наследие прошлого и прекратив связь с культурной жизнью других современных государств. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая     функция   правовой    культуры        охватывает

правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Коммуникативная функция, т.е. правовая  культура,   обеспечивает

общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в

сфере «сегодняшнего» правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. В конечном счете, коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой        культуры индивидов.

Интегративная   функция    правовой    культуры   заключается      в

объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Сегодня противоречия объясняются глубиной и тяжестью деформаций

минувших лет, запущенностью дел в различных сферах экономики и социальной жизни, в том числе и правовой сфере. Все это, конечно, влияет и на нашу правовую культуру. Вот почему исходной предпосылкой прогнозирования развития правовой культуры выступает исследование не только наличного состояния правовых ценностей, но и поиск путей, устраняющих противоречия в законодательстве и правовой системе, обеспечивающих всестороннее правовое развитие личности. Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура — динамическое явление. Исключительно важное место занимают в ней нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества немыслима вне и помимо нравственности. Возрождение нравственности, общечеловеческих ценностей в нашем обществе представляет, собой непременный элемент высокой общей культуры, а потому и правовой культуры страны [18]. Для нас правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалам нашего государства, но и тем, что в ней заключены, прежде всего, общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации.

Информация о работе Правовая культура