Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:52, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая
культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом.
Структуру и функции правовой культуры целесообразно рассмотреть,
уясняя ее сущность, роль и место в становлении гражданского общества и правового государства. При этом нельзя ограничиться лишь перечислением ее элементов и их общей характеристикой, но требуется выяснить соотношение этих элементов, обосновав их целостное, системное единство и выделив среди них центральные элементы и элементы «второго» порядка.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты
юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Интересные мысли по этому поводу высказаны в различное время отечественными правоведами С. С. Алексеевым , В. И. Каминской, А. Р. Ратиновым, А. Б. Сахаровым, А. П. Семитко и др. Имеющийся научный материал позволяет сделать заключение о том, что элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, элементы правовой культуры выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особое внимание хочется обратить на деятельную природу правовой
культуры. Если попытаться выяснить место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре, то необходимо, прежде всего, иметь в виду две области:
Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь
появляются весьма нетрадиционные выходы на смежные сферы. О второй же должна идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, взгляды, оценки, чувства и т.д. Эта деятельность непосредственно не входит в правовую культуру, но своим идейным содержанием «вклинивается» в нее. Так, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика сами по себе к правовой культуре не относятся, но постоянно пополняют ее «фонды».
К деятельности, связанной с правовой сферой, близко примыкает
применение различных кибернетических приемов и методов в правоведении и юридической практике.
Названные элементы правовой культуры не полностью совпадают с ее содержанием. Они характеризуют лишь уровень правовой культуры общества. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь
можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения правовой культуры, ее социальном уровне, содержании и т.д.
2.1. Правосознание
Для современной жизни характерно переплетение разнообразных
интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие – так или иначе (умышленно или неумышленно) – допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т. д.), т. е. у них разное правосознание.
Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания.
Специфика правосознания по с равнению с другими видами
общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т. е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.
В отечественной юридической литературе часто правосознание
определяют как «отражение юридической действительности», а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства»[5,стр.184]. Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т. е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.
Отношение к юридической действительности выражается и в других
формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто настроен этатически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие – с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус, сам по себе, не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное мышление, само по себе, не в состоянии направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении » [7, стр. 147].
Классификацию видов правосознания можно сделать, исходя из того,
кто является носителем правосознания. Различают индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т. п. предопределяют и отличия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может быть передовым, у других, напротив, отсталым. Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обуславливают единообразное восприятие действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате складывается свойственное именно данному коллективу правосознание.
Общественное правосознание отражает характер отношения к праву,
сложившегося в обществе в целом. Общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность, которая должна служить и действительно служит интересам всех и каждого. Из вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина. Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами.
Правосознание играет очень важную роль в механизме правового
регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права. Можно указать на следующие основные функции правосознания – познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.
Познавательная функция правосознания выражается в совокупности
правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания). Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.
2.2. Юридическая практика
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА — объективированный социально
правовой опыт, накопленный в процессе осуществления совокупной правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной).
Это своего рода коллективная социально - правовая память, хранящая и
передающая правовую информацию о практической деятельности в правовой сфере. Социально-правовой опыт как содержание практики складывается в процессе селекции в юридических действиях и операциях, принятых решениях, фактических результатах деятельности прогрессивного и социально полезного для правового регулирования общественных отношений и общественной практики в целом. Своим содержанием социально-правовой опыт охватывает сформулированные практикой применения правовых норм правовые позиции авторитетных судебных инстанций, иные нормативные обобщения (правоположения), вносящие элементы конструктивности в правовую систему [19,стр.22].
«Таким образом, юридическая практика — это деятельность по
изданию (толкованию, реализации и т. п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.»[4, стр.29]
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:
Последняя точка зрения разделяется большинством ученых – юристов.
Признаки юридической практики:
Структура юридической практики:
Классификация и виды юридической практики
Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:
Виды юридической практики в зависимости от субъектов:
Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:
Функции юридической практики
Социальная ценность и назначение юридической практики наглядно
проявляются в выполняемых ею функциях.
Функции юридической практики - это основанные на обобщенном
юридическом опыте главные направления по совершенствованию юридической деятельности [19, стр.93-96].
Они являются своеобразным переходным звеном, соединяющим интересы общества с содержанием действующей правовой системы. Функции можно классифицировать на две относительно самостоятельные группы: общесоциальные и специально-юридические.
К общесоциальным относятся:
Гносеологическая - обеспечивающая познание окружающей действительности, а также истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;
Сигнально - информационная - оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;
Ориентирующая - указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.
К специально-юридическим относятся: