Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель настоящей работы состоит в определении особенностей конституционного статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
-анализ правового положения иностранных граждан в РФ;
-изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.
-рассмотрение правовых режимов, применяемых к иностранцам в РФ
-обзор видов ответственности иностранных граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1 «Иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»: понятие, виды правовых статусов…………………………………………………………………4
Глава 2 Правовые режимы, применяемые к иностранным гражданам…......15
Глава 3 Права и обязанности иностранцев…………………………………….18
Глава 4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
Список литературы……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский  государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ИГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра конституционного права

 

 

 

Правовое положение иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации

                                                                     

 

 

 

 

 

Защищена“___” __________ 2012  г.

с оценкой _____________________

Подписи:  _______________

                  _______________

 


 

 

 

 

                                         Иркутск 2012

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1 «Иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»: понятие, виды правовых статусов…………………………………………………………………4

Глава 2 Правовые режимы, применяемые  к иностранным гражданам…......15

Глава 3 Права и обязанности  иностранцев…………………………………….18

Глава 4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26

Список литературы……………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В результате проводимого Российской Федерацией курса на интеграцию страны в мировое сообщество на территории РФ стало проживать, постоянно и  временно, много иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Тема правового положения  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ в последние  годы приобрела  исключительную актуальность. Существенно возрос интерес к  этой проблеме и в связи с провозглашением  в нашей стране высшей ценностью  прав и свобод человека. Провозглашенный  и закрепленный в Конституции  РФ правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства исходит  из принципа равенства прав и обязанностей наравне с гражданами РФ.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства  не умаляет его прав и не освобождает  от обязанностей, вытекающих из российского  гражданства, если иное не предусмотрено  федеральным законом или международным  договором. Данный принцип является непременной предпосылкой для обладания  указанными лицами всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных  Конституцией РФ и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов.

В связи с развитием  международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания, выдачи и депортации и  ответственности иностранных граждан  и лиц без гражданства приобретает  для России все большую актуальность, поскольку она тесно связана  с обеспечением государственной  безопасности и правопорядка.

Итак, цель настоящей работы состоит в определении особенностей конституционного статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Для достижения указанной  цели перед работой ставятся следующие  задачи:

-анализ правового положения  иностранных граждан в РФ;

-изучение категорий иностранных  граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.

-рассмотрение правовых  режимов, применяемых к иностранцам  в РФ

-обзор видов ответственности  иностранных граждан.

ГЛАВА 1. «ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН» И «ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ

 

 

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью1.

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется  отсутствием у лица гражданства  какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное  безгражданство - безгражданство, наступившее  в результате утраты гражданства. Лица без гражданства называются апатриды. Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут  служить доказательством наличия  у лица гражданства того или иного  государства. Согласно Закону о гражданстве  Российской Федерации от 31 мая 2002 г. документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения - свидетельство о  рождении2. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России действует административная процедура так называемого выяснения гражданства. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства.

 Иностранные граждане  и лица без гражданства (апатриды) составляют категорию иностранцев,  входящую в состав населения  Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.3 Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

 Различие между иностранцами  и лицами без гражданства в  основном состоит в том, что  иностранцы имеют юридическую  связь с отечественным государством  и это государство несет определенную  ответственность за своего гражданина  и обязано в случае возникновения  необходимости прийти к нему  на помощь. Что же касается  лиц без гражданства, то единственным  защитником их прав и свобод  является государство места их  пребывания. На это обстоятельство  указывает Н.В. Витрук, который  пишет: Правовой статус гражданина  и лица без гражданства всегда  один: он определяется тем государством, гражданином которого данное  лицо является или на территории  которого лицо без гражданства  проживает. Правовой статус иностранца  по существу имеет двойной  характер: это правовой статус  гражданина конкретного государства  и правовой статус собственно  иностранца.4

Последний определяется тем  государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный  гражданин.

Правовой статус - это  емкое понятие. Объем прав и обязанностей общего правового статуса регулируется почти всеми отраслями права. Исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования  каждой из отраслей права, допустимо  говорить об отраслевом аспекте правового  положения гражданина, в частности  гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д. То же самое можно сказать  и об иностранцах.

Основы правового статуса  иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: Иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

В России в специальном  порядке регулирует правовое положение  и деятельность иностранных граждан  в Российской Федерации - Федеральный  закон «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Статья 1 Федерального закона гласит, что данный Закон определяет правовое положение иностранных  граждан, а также регулирует отношения  между иностранными гражданами с  одной стороны и органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой стороны, возникающие в  связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими  на территории Российской Федерации  трудовой, предпринимательской и  иной деятельности.

В зависимости от времени  и целей нахождения в России в  целом, различают иностранных граждан:

• временно пребывающих  в Российской Федерации;

• временно проживающих  на территории Российский Федерации;

• постоянно проживающих  на территории.

У каждой категорий иностранных  граждан имеется некоторые особенности  правового положения.

 Временно пребывающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин – лицо, прибывшее в  Российскую Федерацию на основании  визы или в порядке, не требующем  получения визы, и получившее  миграционную карту, но не имеющее  вида на жительство или разрешения на временное проживание. Основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в РФ, которое выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения. Приглашение на въезд в РФ иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, который не может превышать девяносто  суток для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем  получения визы, за исключением случаев, когда иностранный гражданин  заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и  случаев, предусмотренных Федеральным  законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может  быть продлен либо сокращен федеральным  органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные  функции, функции по контролю, надзору  и оказанию государственных услуг  в сфере миграции или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Срок временного пребывания отдельных категорий временно пребывающих  в РФ иностранных граждан может  быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территории одного или нескольких субъектов  РФ, так и на всей территории РФ Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном федеральным законом.

 Временно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин – лицо, получившее  разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на  временное проживание понимается  подтверждение права иностранного  гражданина или лица без гражданства  временно проживать в Российской  Федерации до получения вида  на жительство, оформленное в  виде отметки в документе, удостоверяющем  личность иностранного гражданина  или лица без гражданства, либо  в виде документа установленной  формы, выдаваемого в Российской  Федерации лицу без гражданства,  не имеющему документа, удостоверяющего  его личность.

Разрешение на временное  проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации