Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель настоящей работы состоит в определении особенностей конституционного статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
-анализ правового положения иностранных граждан в РФ;
-изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.
-рассмотрение правовых режимов, применяемых к иностранцам в РФ
-обзор видов ответственности иностранных граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1 «Иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»: понятие, виды правовых статусов…………………………………………………………………4
Глава 2 Правовые режимы, применяемые к иностранным гражданам…......15
Глава 3 Права и обязанности иностранцев…………………………………….18
Глава 4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
Список литературы……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

К основным обязанностям иностранцев  следует отнести соблюдение Конституции  и законов Российской федерации, платить налоги и сборы, соблюдение всех необходимых административных процедур в сфере миграции (постановка на учет, получение разрешения на временное  пребывание, временное  и постоянное проживание и др.)

 

 

ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие         преступления,   административные   или   иные  правонарушения  на  территории  РФ,   подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

 За нарушение иностранными  гражданами правил пребывания  в  РФ,   то  есть  проживание  без  документов на право  жительства в РФ или   проживание    по    недействительным    документам,     несоблюдение   установленного  порядка регистрации  или прописки либо передвижения  и   выбора  места  жительства,  уклонения   от   выезда   по   истечении   определенного   им  срока  пребывания,  а   также  несоблюдение правил   транзитного проезда через территорию  РФ к ним могут быть применены   в качестве меры административного  взыскания предупреждения или  штраф   в размере до одной  второй минимального размера  оплаты труда. Эти        взыскания налагаются органами  внутренних дел. При этом иностранный  гражданин, незаконно находящийся  в Российской Федерации, подлежит  учету, фотографированию и обязательной  государственной дактилоскопической  регистрации с последующим помещением  полученных сведений в центральный  банк

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания  в    РФ  и  транзитного  проезда  через территорию РФ влечет за собой   уголовную ответственность.

Иностранному гражданину,   нарушающему    законодательство    о   правовом  положении иностранных  граждан в РФ,  может быть сокращен   определенный ему срок пребывания в  РФ.

 Срок пребывания  иностранного  гражданина  в  РФ  может   быть   сокращен также в случаях,  когда отпали основания для  его дальнейшего   пребывания. Решение о  сокращении  срока   пребывания  принимается  органами   внутренних дел.

 Иностранный гражданин  может быть выдворен из пределов  РФ:

       1) если  его  действия   противоречат   интересам   обеспечения   государственной  безопасности или охраны общественного  порядка;

       2) если  это необходимо для  охраны  здоровья  и  нравственности   населения,  защиты  прав  и  законных интересов граждан РФ  и других   лиц;

        3) если  он грубо нарушил законодательство  о правовом положении   иностранных  граждан в РФ,  таможенное, валютное  или иное российское   законодательство.

Решение о  выдворении  принимается   компетентными   российскими   органами.   Иностранный  гражданин  обязан  покинуть  РФ  в  срок,   указанный в этом решении.  Уклоняющиеся от выезда  в  таких  случаях   подлежат   с   санкции   прокурора   задержанию   и   выдворению   в   принудительном порядке.  Задержание допускается при  этом  на  срок,   необходимый для выдворения.

Выдворение из Российской Федерации иностранных граждан  и лиц без гражданства не является односложным актом. Оно может  осуществляться в нескольких основных формах и зависит от категории  иностранного гражданина. При классификации  иностранных граждан и лиц  без гражданства в нашей стране, следует учитывать срок пребывания в Российской Федерации (постоянно или временно пребывающие иностранные граждане или лица без гражданства), цель пребывания (туристическая поездка, приглашения родственников или знакомых и т.п.), деликтоспособность (подлежащие ответственности на общих основаниях с гражданами России и пользующиеся дипломатическим иммунитетом) и другие обстоятельства.

По степени тяжести  правовых последствий выдворение является одной из наиболее серьезных мер  среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным  гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания  тесно связан с обеспечением государственной  безопасности. В связи с этим особое значение приобретают вопросы соблюдения законности при осуществлении выдворения иностранных граждан и лиц  без гражданства из Российской Федерации. Международный пакт о гражданских  и политических правах в ст. 13 указывает, что иностранный гражданин может  быть выслан за пределы государства  пребывания на основании решения, вынесенного  в соответствии с законом. Это  требование Пакта, вносит некоторые  ограничения свободы усмотрения государства при высылке иностранных  граждан. Именно эти ограничения, содержащиеся в международно-правовых актах, предусматривают  установление системы гарантий, соблюдение законности при принятии решений  о выдворении иностранных граждан  и лиц без гражданства и  их исполнении. Российское законодательство в этом плане полностью соответствует  международно-правовым актам.

 Вопросы уголовной  ответственности иностранных граждан  регулируются статьей 11 Уголовного  Кодекса Российской Федерации9.

   Лицо, совершившее  преступление на территории Российской  Федерации, подлежит уголовной  ответственности по Уголовному  Кодексу Российской Федерации.  Вопрос об уголовной ответственности  дипломатических представителей  иностранных государств и иных  граждан, которые пользуются иммунитетом,  в случае совершения этими  лицами преступления на территории  Российской Федерации разрешается  в соответствии с нормами международного  права.

     Иностранные  граждане и лица без гражданства,  не проживающие постоянно в  Российской Федерации, совершившие  преступление вне пределов Российской  Федерации, подлежат уголовной  ответственности по Уголовному  Кодексу РФ в случаях, если  преступление направлено против  интересов Российской Федерации,  и в случаях, предусмотренных  международным договором Российской  Федерации, если они не были  осуждены в иностранном государстве  и привлекаются к уголовной  ответственности на территории  Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» используется понятие «депортация». Депортацией признается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований  для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация применяется, если иностранный  гражданин или лицо без гражданства  не выехало за пределы Российской Федерации по истечении определенного  срока (3 или 15 дней):

- если срок проживания  или временного пребывания иностранного  гражданина в Российской Федерации  сокращен в связи с тем, что  изменились условия или перестали  существовать обстоятельства, на  основании которых был разрешен  въезд в Российскую Федерацию  (3 дня);

- если разрешение на  временное проживание или вид  на жительство, выданные иностранному  гражданину, аннулированы (15 дней)10.

 Федеральный закон  «О порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» устанавливает, что  депортации подвергаются иностранные  граждане или лица без гражданства,  незаконно находящиеся на территории  Российской Федерации, а также  лица, в отношении которых принято  решение о нежелательности пребывания  в РФ.

 Следовательно, возникает  вопрос о целесообразности использования  двух различных понятий для  обозначения единой процедуры  - принудительной высылки иностранного  гражданина за пределы Российской  Федерации. На наш взгляд, одним  из путей преодоления существующего  терминологического несоответствия  является отказ от использования  в законодательстве понятия «депортация»  как определения законной меры  физического воздействия государства  на правонарушителей - иностранных  граждан и лиц без гражданства,  а также понятия «административное  выдворение», определяющего законодательно  закрепленную меру административного  наказание. В качестве наименования  указанной меры административного  наказания следует использовать  закрепленное Конституцией Российской  Федерации понятие «высылка»,  а понятие «депортация» использовать  для обозначения процедуры принудительного  и контролируемого перемещения  иностранных граждан и лиц  без гражданства через Государственную  границу Российской Федерации.  В этом случае понятие «депортация»  как мера административного принуждения  приобретет окончательный, завершенный  смысл обозначения процедуры  принудительной «высылки», понимаемой  в широком смысле в качестве  синонима традиционно используемого  термина «выдворение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанная работа позволяет  сделать вывод о том что, правовой статус гражданина и лица без гражданства  всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без  гражданства проживает. Правовой статус иностранца по существу имеет двойной  характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственно иностранца. Последний  определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает  как иностранный гражданин.

 Рассмотрев содержание  понятия иностранных граждан  и лиц без гражданства, необходимо отметить, под понятием "иностранный гражданин" подразумевается лицо, которое состоит в гражданстве или подданстве иного государства, подтвержденном соответствующими документами, не является гражданином Российской Федерации или не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства. В понятиях «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержится объединяющий эти категории лиц признак - они не имеют гражданства Российской Федерации.

 Особенности конституционного  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства на  современном этапе развития общества  в Российской Федерации заключается  в следующем: их правовой статус  включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой  и иные аспекты, которые находятся  в системном единстве и, следовательно,  могут быть выделены условно  теоретически.

Анализируя правовые режимы, применяемые к иностранным гражданам  и лицам без гражданства, следует  сказать, что Россия придерживается преимущественно национального  режима, несмотря на то, что наши граждане могут не иметь аналогичных прав в других странах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами на занятия физической культурой  и спортом, за исключением права  выступать в составе сборных  команд Российской Федерации на международных  спортивных соревнованиях. 

 Иностранные граждане  пользуются правом свободно распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать род деятельности и  профессию, а также правом на  свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

 Иностранные граждане  могут поступить на военную  службу по контракту и могут  быть приняты на работу в  Вооруженные Силы Российской  Федерации, другие войска, воинские  формирования и органы в качестве  лица гражданского персонала  в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации.

 Проанализировав правовое  регулирование деятельности и  ответственности иностранных граждан  и лиц без гражданства, можно сделать вывод о том, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне Российской Федерации, а также иными актами международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. //Собрание законодательства Российской Федерации .-2009.- N 4.- ст. 445

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- N 25.- ст. 2954

3. Об инновационном центре "Сколково":  федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2010.- N 40.- ст. 4970

4. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.-2007.- N 49.- ст. 6071

5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002. №115-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- N 30.- ст. 3032

6. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. - N 62-ФЗ 
// Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.- N 22.- ст. 2031

7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федеральный закон  Российской Федерации  от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- N 34.- ст. 4029

8.  О беженцах: федеральный закон Российской Федерации  от 19.02. 1993 . N 4528-I//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 1993.-N 12.- ст. 425

 

 

 

 

 

Научная и учебная литература

 

1.   Богоусловский, М.М., Рубанов, А.А. Правовое положение иностранцев в СССР: учеб.пособие / Богоусловский М.М., Рубанов А.А. - изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЛОГОС, 2004.- 178с.

2. Витрук, Н.В. Основы теории правового положения личности в обществе / под. общ. ред. Викут М.А.- 4-е изд., доп. -М.: Юрист, 2004.- 988с.

3. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев а СССР. — М.. 1982. - С. 7.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации