Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель настоящей работы состоит в определении особенностей конституционного статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
-анализ правового положения иностранных граждан в РФ;
-изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.
-рассмотрение правовых режимов, применяемых к иностранцам в РФ
-обзор видов ответственности иностранных граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1 «Иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»: понятие, виды правовых статусов…………………………………………………………………4
Глава 2 Правовые режимы, применяемые к иностранным гражданам…......15
Глава 3 Права и обязанности иностранцев…………………………………….18
Глава 4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
Список литературы……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

Правовой режим - это установленный и контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранцами определенных прав и обязанностей.

Выделяют в различных  сочетаниях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.

Национальный режим подразумевает  соотношение правового статуса  иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью  не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем  их правового статуса в любом  случае несколько меньше.

Нормы о правах иностранцев  содержаться в различных международных  договорах, заключенных РФ с другими  странами (торговых договорах, консульских  конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т.д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым  заключен договор на аналогичных  условиях (предоставление режима наибольшего  благоприятствования).

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении  гражданской правоспособности иностранцев  носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в  каждом конкретном случае без требования взаимности (14).

Лица без гражданства, проживающие на территории РФ, пользуются гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами. Таким образом, в отношении лиц без гражданства действует принцип национального режима.

      Специальный  режим устанавливает особые правила  обращения с иностранцами. При  этом следует сказать, что сущность  специального режима сводится  к установлению не только ограничений,  но и определенных льгот, предоставленных  государством иностранцам

Наше государство  по вполне понятным причинам стремится форсировать  поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и  современных технологий. Поэтому  для иностранных инвесторов устанавливаются  различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного  контроля. Кроме этого, с целью  оптимального использования потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено  создание свободных экономических  зон, в которых предоставляются  дополнительные льготы.

           Режим наибольшего благоприятствования  означает предоставление иностранцам  прав, которыми уже пользуются  или будут пользоваться граждане  любого третьего государства.  Такой режим обычно не применяется  к иностранцам, пользующимся по  роду служебной деятельности  привилегиями и иммунитетами. В  силу данного принципа иностранцы  могут пользоваться в странах  — участницах соответствующего  договора максимумом тех прав, которыми обладают здесь лица  другого государства. Таким образом,  при помощи режима наибольшего  благоприятствования создаются  равные условия для всех иностранцев,  пребывающих на территории какого-либо  государства.

Таким образом, по общему правилу в РФ иностранцам  предоставлен национальный режим. Практически во всех сферах жизнедеятельности иностранные граждане и лица без гражданства уравнены в правах с гражданами РФ. При этом национальный режим, за исключением некоторых случаев, предоставлен без требования взаимности. Но действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам.

Границы применения национального  режима в области личных прав и  обязанностей иностранцев почти  прозрачные. Государство устанавливает  в сфере личных прав для иностранцев  лишь некоторые ограничения на свободу  передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует  нормам международного права.

В отношении социально-экономических  и политических прав действие национального  режима не имеет столь широкого применения, так как в осуществлении некоторых  из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных  граждан. Это, например, невозможность участия в выборах, политической жизни страны, управлении государственными делами, ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе есть различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы и некоторые другие).

В необходимой мере национальной режим дополнен режимом специальным. При этом ограничения, устанавливаемые им, в полной мере учитывают международные стандарты прав иностранцев. Более того, правовое положение иностранцев в России зачастую выгодней, нежели во многих других государствах.

Россия является участницей целого ряда договоров, в которых  предоставляется режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим. Это, как правило, торговые и иные экономические соглашения. При этом преференциальные отношения установлены в основном с государствами-членами Содружества Независимых Государств.

Преференциальный режим  предоставляется в России гражданам  и жителям отдельных государств также на основании внутреннего российского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦЕВ

 

Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 62 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами  и исполняют обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации. К таким законам  относится, прежде всего, Федеральный  закон «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации».

Резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН 40/144 13 декабря 1985 г. утверждена Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Согласно Резолюции термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится. Каждое государство должно опубликовывать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся, и с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства. Они пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых находятся, в частности, следующими правами:

а) на жизнь и личную неприкосновенность; ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; ни один иностранец не должен быть лишен свободы иначе  как на таких основаниях и в  соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

б) на защиту от произвольного  или незаконного вмешательства  в личную и семейную жизнь и  в отношении жилища или переписки;

в) на равенство перед  судами, трибуналами и всеми другими  органами и учреждениями, отправляющими  правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при  уголовном разбирательстве и, когда  это предусмотрено законом, при  других разбирательствах;

г) на выбор супруга, на брак, на создание семьи;

д) на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать свою религию или убеждения с  учетом лишь таких ограничений, которые  предусмотрены законом и которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других;

е) на сохранение своего родного  языка, культуры и традиций;

ж) на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств  за границу с учетом внутренних валютных правил. В национальных законах для  иностранцев могут быть установлены  ограничения, которые необходимы в  демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения  или прав и свобод. Они должны быть совместимы с правами, признанными  в соответствующих международных  документах.

    Несмотря на  ограничения, установленные в  государстве в целях его безопасности, иностранцы пользуются следующими  правами:

а) покидать страну;

б) на свободное выражение  своего мнения;

в) на мирные собрания;

г) владеть имуществом как  единолично, так и совместно с  другими с учетом внутреннего  законодательства;

д) на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в границах государства.

 С учетом национального  законодательства и наличия надлежащего  разрешения супруге и несовершеннолетним  или находящимся на иждивении  детям иностранца, на законном  основании проживающего на территории  государства, разрешается сопровождать  иностранца, приехать к нему и  оставаться с ним. Ни один  иностранец не должен подвергаться  пыткам или жестокому, бесчеловечному  или унижающему его достоинство  обращению или наказанию, и,  в частности, ни один иностранец  не должен без его свободного  согласия подвергаться медицинским  или научным опытам. Иностранец, на законном основании находящийся  на территории государства, может  быть выслан с территории этого  государства только во исполнение  решения, вынесенного в соответствии  с законом. Если императивные  соображения государственной безопасности  не требуют иного, он имеет  право:

- на представление доводов  против своей высылки;

- на пересмотр своего  дела компетентной властью или  лицом (лицами), специально назначенными  компетентной властью;

- быть представленным  для этой цели перед властью.

Запрещается индивидуальная или коллективная высылка иностранцев  на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического  происхождения. Иностранцы, проживающие  на законном основании на территории государства, пользуются также, в соответствии с национальными законами, следующими правами при условии выполнения своих обязанностей:

а) правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. В частности женщинам должны гарантироваться  условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой  за равный труд;

б) правом вступать в профессиональные союзы и другие организации или  ассоциации по своему выбору и участвовать  в их деятельности. Пользование указанным  правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены  законом и которые необходимы в демократическом обществе в  интересах государственной безопасности или общественного порядка или  для защиты прав и свобод других людей;

в) правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание, образование и отдых при условии, что они выполняют требования согласно соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы  государства чрезмерного бремени.

 Ни один иностранец  не может быть произвольно  лишен имущества, приобретенного  им законным образом. Любому  иностранцу должна быть предоставлена  свобода в любое время связаться  с консульством или дипломатическим  представительством государства,  гражданином которого он является. При отсутствии таковых он  может связаться с консульством  или дипломатическим представительством  любого другого государства, которому  поручено защищать интересы государства,  гражданином которого он является, в государстве, в котором он  проживает

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права:

- избирать и быть избранными  в федеральные органы государственной  власти, органы государственной  власти субъектов РФ, находиться  на муниципальной службе;

-  участвовать в референдуме  РФ и референдумах субъектов  РФ, однако постоянно проживающие  в Российской Федерации иностранные  граждане имеют право избирать  и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.

 Иностранный гражданин  не имеет права:

-  находиться на государственной  или муниципальной службе;

-  замещать должности  в составе экипажа судна, плавающего  под Государственным флагом Российской  Федерации, в соответствии с  ограничениями, предусмотренными  Кодексом торгового мореплавания  Российской Федерации;

- быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

- быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

- быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

         Порядок замещения иностранными  гражданами руководящих должностей  в организациях, в уставном капитале  которых более пятидесяти процентов  акций или долей принадлежит  Российской Федерации, устанавливается  Правительством Российской Федерации.        Они не могут быть призваны  на военную службу (альтернативную  гражданскую службу), но, учитывая  контрактную основу формирования  части войск Вооруженных Сил  РФ, могут быть приняты на работу  в войска, воинские формирования  и органы в качестве гражданского  персонала, также могут поступить  на военную службу по контракту.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации