Правовое регулирование деятелности ГИБДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Аварийность на автомобильном транспорте - актуальная для большинства стран мира проблема. Российская Федерация одна из таких стран. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России. Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий яв-ляется комплексной, требующей для своего решения совместных усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………
1.1. Правовое положение и основные направления деятельности службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения…
1.2. Правовые основы деятельности департамента безопасности дорожного движения как федерального органа управления ГИБДД………….
Глава 2. Дорожно-патрульная служба как структурное подразделение ГИБДД……………………………………………………………………………
2.1.Организация дорожно-патрульной службы………………………..
2.2.Формы и методы надзора за дорожным движением………………
2.3. Взаимоотношения с участниками дорожного движения…………
2.4. Особенности применения мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения…………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование ГИБДД.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………

1.1. Правовое  положение и основные направления  деятельности службы Государственной  инспекции безопасности дорожного движения…

1.2. Правовые  основы деятельности департамента  безопасности дорожного движения как федерального органа управления ГИБДД………….

Глава 2. Дорожно-патрульная служба как структурное подразделение  ГИБДД……………………………………………………………………………

2.1.Организация дорожно-патрульной службы………………………..

2.2.Формы и  методы надзора за дорожным  движением………………

2.3. Взаимоотношения  с участниками дорожного движения…………

2.4. Особенности  применения мер административного  принуждения и привлечения к  административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения…………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..

3

 

7

 

7

 

11

 

14

14

18

21

 

 

23

26

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Аварийность на автомобильном транспорте - актуальная для большинства стран мира проблема. Российская Федерация одна из таких стран. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России, так как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы около 800 человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и т.п. Специалисты оценивают его в 2,2 - 2,6% валового внутреннего продукта страны. Особую остроту эта отличающаяся сложностью и многоплановостью проблема приобрела в последнее десятилетие, что обусловлено главным образом возрастающей диспропорцией между приростом численности автопарка и дорожной инфраструктуры, а также недостаточно эффективным функционированием системы обеспечения безопасности дорожного движения.

Приходится констатировать, что существующий уровень безопасности дорожного движения представляет серьезную государственную проблему, решение которой имеет огромное социальное и политическое значение. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин.

Причины высокой аварийности  и смертности на дорогах страны различны - отставание дорожного строительства от темпов автомобилизации страны, низкое качество дорог, недостаточное их оснащение техническими средствами организации движения, конструктивные недостатки транспортных средств, низкий уровень подготовки водительских кадров и т.д. Эти причины складывались и усугублялись годами, в условиях господства административных методов управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, фактического отсутствия ответственности и реальной заинтересованности министерств, ведомств, организаций, предприятий, органов местного самоуправления в снижении числа дорожно-транспортных происшествий, их безразличия к данной проблеме.

Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий является комплексной, требующей для своего решения совместных усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций. Первым шагом на пути ее решения должно быть принятие правовых норм, регламентация не только непосредственно дорожного движения, но и смежных, обеспечивающих областей общественных отношений (производство современных транспортных средств, строительство и содержание дорог и улиц, подготовка участников дорожного движения и т.д.). В этом направлении многое уже сделано. Приняты федеральные законы, продолжается процесс обновления законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенствуется техническое регулирование в этой сфере, разработана и утверждена государственная программа обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако нормативно-правовое регулирование - лишь основа, которая  в условиях тотального правового нигилизма не может оказать ожидаемого воздействия на поведение адресатов правовых норм. Необходимо властное вмешательство государства в лице уполномоченных органов исполнительной власти в общественные процессы с целью обеспечить строгое соблюдение и исполнение установленных правил всеми, от кого зависит безопасность дорожного движения. Наиболее действенное и эффективное средство, позволяющее добиться указанной цели, - государственный контроль и надзор.

Недостаточная эффективность  контрольно-надзорной деятельности может свести «на нет» предпринимаемые законодателем в последние годы попытки повлиять на показатели безопасности дорожного движения путем ужесточения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Не случайно Министерство внутренних дел Российской Федерации необходимость усиления государственного контроля и надзора рассматривает как важное составляющее в деле обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» закрепил в числе прочих принцип соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Это обусловливает необходимость отказа от малоэффективных методов контрольно-надзорной деятельности, требует использования методов не только оптимальных, но и соответствующих современным представлениям о правовом демократическом государстве.

Контроль и надзор в рассматриваемой сфере затрагивает  деятельность множества субъектов, не только непосредственно участвующих в дорожном движении, но и обеспечивающих его (производство, ремонт и обслуживание транспортных средств, строительство, ремонт и содержание дорог и т.д.). Можно говорить об участии в контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения всего населения страны.

Но все же основным субъектом государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения является ГИБДД МВД России - организационно обособленная структура российской милиции, наделенная помимо общих полномочий милиции специальными контрольно-надзорными полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения.

К сожалению, существующее положение дел в сфере нормативно-правового  регулирования контрольно-надзорной  деятельности ГИБДД по обеспечению  безопасности дорожного движения оставляет  желать лучшего. Законодатель этим практически не занимается. Наставления, утвержденные приказами МВД России, противоречивы и непоследовательны. Они предоставляют субъектам государственного контроля и надзора права, не обеспеченные корреспондирующими им обязанностями подконтрольных субъектов.

Актуальность проблемы обусловила появление множества  научных работ, посвященных вопросам обеспечения безопасности дорожного  движения. Ряд авторов провели комплексный анализ системы государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, другие сконцентрировали свое внимание на деятельности органов внутренних дел (милиции), в частности Государственной инспекции безопасности дорожного движения, как органов государственного управления в рассматриваемой сфере, а также надзорной деятельности милиции в целом. Значительный вклад в теорию обеспечения безопасности дорожного движения внесены И. И. Веремеенко, В. В. Головко, С. А. Гусейновым, А. Т. Дмитриевым, И. Ш. Килясхановым, А. С. Ловинюковым, Ю. П. Лукониным, В. И. Майоровым, А. Л. Прозоровым, Б. В. Россинским, Ю. Н. Туником, С. Н. Чмыревым, А. П. Шергиным, X. А. Юсуповым, А.Ю. Якимовым и др. В то же время проблемы административно-правового статуса Госавтоинспекции как органа государственного контроля и надзора в качестве объекта монографического исследования не выступали. В том числе поэтому остаются не раскрытыми вопросы соотношения государственного контроля и 6 административного надзора, критерии выбора одного из названных способов или их сочетания в деятельности ГИБДД. Отсутствует научное обоснование процессуальной регламентации контрольно-надзорной деятельности ГИБДД. Незаслуженно обделены вниманием административно-правовой науки контрольно-надзорные правоотношения как особый вид административно-правовых отношений, участниками которых являются ГИБДД и ее подразделения.

Цель работы – рассмотреть  правовое положение и организацию  деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Служба Государственной инспекции

безопасности дорожного движения

 

1.1. Правовое  положение и основные направления  деятельности службы

Государственной инспекции безопасности дорожного движения

 

Правовую основу деятельности Государственной инспекции  безопасности дорожного движения (ГИБДД) составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции1.

Выполнение  контрольных, надзорных и разрешительных функций в сфере безопасности дорожного движения возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.

Основной задачей  службы дорожной инспекции и организации  движения является осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел РФ, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации2.

Обязанности службы дорожной инспекции и организации  движения:

1.Обеспечивать  государственный контроль за  соблюдением юридическими лицами  независимо от форм собственности  и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

-к проектированию, строительству (реконструкции) дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского транспорта;

-к ремонту  и эксплуатационному состоянию  автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов;

-к установке  и эксплуатации технических средств  организации дорожного движения.

2. Изучать и  обобщать практику применения  законодательства в области безопасности  дорожного движения в части, касающейся ее компетенции.

3. Анализировать  информацию о состоянии безопасности  дорожного движения, причинах и условиях, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог.

4.Осуществлять  подготовку предложений по совершенствованию  организации дорожного движения и повышению безопасности для внесения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридическим лицам.

5. Рассматривать  заявки и выдавать соответствующие  заключения на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта.

6. Определять специальные требования к порядку движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, согласовывать маршруты и определять особые условия движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

7. Участвовать: 

-в работе  градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

-в разработке  программ подготовки и переподготовки  специалистов по безопасности дорожного движения;

-в совершенствовании  нормативного правового обеспечения  деятельности Госавтоинспекции  и в работе по повышению  профессионального уровня ее  сотрудников.

Права службы дорожной инспекции и организации движения3:

1. Запрашивать  и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения.

Информация о работе Правовое регулирование деятелности ГИБДД