Правовое регулирование деятелности ГИБДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Аварийность на автомобильном транспорте - актуальная для большинства стран мира проблема. Российская Федерация одна из таких стран. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России. Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий яв-ляется комплексной, требующей для своего решения совместных усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………
1.1. Правовое положение и основные направления деятельности службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения…
1.2. Правовые основы деятельности департамента безопасности дорожного движения как федерального органа управления ГИБДД………….
Глава 2. Дорожно-патрульная служба как структурное подразделение ГИБДД……………………………………………………………………………
2.1.Организация дорожно-патрульной службы………………………..
2.2.Формы и методы надзора за дорожным движением………………
2.3. Взаимоотношения с участниками дорожного движения…………
2.4. Особенности применения мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения…………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование ГИБДД.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Для успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.

Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных  в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Заступающие в  наряд сотрудники ДПС должны иметь  опрятный внешний вид, исправное  снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и водительское удостоверения, выписки из КоАП РФ, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.

 

2.2.Формы  и методы надзора за дорожным  движением

 

Основными формами  несения дорожно-патрульной службы являются10:

1. Патрулирование  на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.

2. Пешее патрулирование.

3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).

4. Сопровождение транспортных средств.

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

Пешее патрулирование применяется для контроля за движением  на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден, возможно, большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

При несении  службы на постах особое внимание уделяется  розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения  при этом безопасности дорожного  движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.

Сопровождение осуществляется на патрульном транспорте, имеющем цветографическую окраску, опознавательные знаки и оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами.

Основными способами  несения ДПС являются11:

-контроль за  поведением участников дорожного движения,

-предостережение  их от совершения противоправных  действий либо пресечение правонарушений,

-осуществление  распорядительно-регулировочных действий.

Контроль при  несении службы заключается в  визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных норм, действующих в области дорожного движения.

Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование  движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в  движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

Основанием  для остановки транспортных средств являются:

а) нарушение  правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного  средства в розыске, а также наличие  данных об использовании транспортного  средства в противоправных целях;

г) необходимость  опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений  уполномоченных на то государственных  органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость  привлечения водителя или транспортного  средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или  сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах12.

Запрещается останавливать  транспортные средства без необходимости.

При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

Средства измерения  скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, и другие специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами.

 

2.3. Взаимоотношения  с участниками дорожного движения

 

Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками  дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

При обращении  к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

В разговоре  с гражданами сотрудники ДПС обязаны  проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

Действия сотрудников  ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.

Сотрудники  ДПС предлагают водителям выйти  из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях13:

а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

б) когда имеются  достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии  опьянения;

в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;

д) когда водители или пассажиры подозреваются  в совершении преступлений;

е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

Распоряжения  следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или  двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.

Сотрудники  ДПС не вправе, руководствуясь личными  чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.

При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач  по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.

В случаях необходимости  сотрудники ДПС обязаны оказывать  содействие гражданам.

Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства РФ и  международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения РФ могут быть привлечены к ответственности.

 

2.4. Особенности применения мер административного принуждения

и привлечения к административной ответственности за правонарушения

в сфере  безопасности дорожного движения

 

Решающая роль борьбы с правонарушениями в сфере дорожного движения принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.

Административное  принуждение является особой, самостоятельной  разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности, имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. К административно-предупредительным мерам в сфере безопасности дорожного движения относят14:

- прекращение  движения транспортных средств  и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне).

Меры административного  пресечения используются, как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Меры административного  пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Административное  задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания в сфере безопасности дорожного движения, среди них такие как:

- задержание  лиц, находящихся за рулем в состоянии опьянения;

- задержание  лиц, совершивших мелкое хулиганство; и пр.

В настоящее  время применяются следующие  административно-наказательные средства:

Информация о работе Правовое регулирование деятелности ГИБДД