Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:53, доклад
Достижение поставленной цели обеспечивается целым комплексом организационных, финансовых, правовых мер. В их числе немалую роль играет правовое регулирование общественных отношений, связанных с прохождением государственной службы. Совершенствование законодательства, регламентирующего служебные отношения государственных гражданских служащих, напрямую связано с выполнением задачи кардинального повышения эффективности государственной службы. Законодательство о государственной службе направлено на создание стимулов к добросовестному и инициативному выполнению служебных обязанностей, введение необходимых ограничений и запретов, установление адекватного затраченным усилиям вознаграждения за труд.
Правовое регулирование
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Л.А. ЧИКАНОВА
Чиканова Людмила Алексеевна - заместитель заведующего отделом законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Среди задач, которые предполагается
решить в процессе проводимой в стране
административной реформы, особое место
занимает реформирование государственной
службы. Цель реформирования - кардинальное
повышение эффективности
Достижение поставленной цели
обеспечивается целым
В ходе дискуссии о путях
развития и совершенствования
этого законодательства
Первая выдвигается и
------------------------------
<*> См., например: Иванов С.А.
Трудовое право переходного
Такой подход соответствует ст. 11 ТК
РФ, предусматривающей, что особенности
правового регулирования труда
отдельных категорий
Вторая позиция выдвигается
и обосновывается некоторыми
учеными в области
------------------------------
<*> См.: Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. С. 2 - 58; Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003. С. 184 - 186; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003. С. 162 - 164; Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 32 - 62; и др.
Для реализации этих идей, считают
сторонники данной позиции, следует
изменить сам метод регулирования
отношений в сфере
------------------------------
<*> См.: Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. N 12. С. 24.
<**> См.: Концепция развития
<***> См.: Там же. С. 15, 17.
Надо отметить, что в отличие
от "трудовиков" среди ученых в
области административного
------------------------------
<*> См., например: Козлов М.Ю.
Административное право в
Анализ аргументов, высказанных
в пользу регулирования служебных
отношений исключительно
А.Ф. Ноздрачев пишет: "Трудовое законодательство как отрасль частного права не соответствует базовым условиям субсидиарного применения по отношению к государственным служащим. Толкование поступления на государственную службу по типу отношений служащих по найму недопустимо, потому что соответствующий государственный орган и назначенное лицо не создают и не намеревались создавать частноправовые отношения. В этих отношениях неприменимо фактическое трудовое правоотношение, потому что отношения в публично-правовой сфере возникают на основе акта субъекта публичного права (в данном случае - о назначении на должность), а не частноправового договора (в данном случае - найма на работу). Назначение на должность определяется законом... Договор при поступлении на государственную службу, конечно, существует. Но его суть исчерпывается согласием гражданина поступить на службу и субъекта публичного права - принять его. С назначением государственного служащего на должность договор вообще не имеет никакого значения, поскольку он обязан всецело подчиняться организационным требованиям соответствующего субъекта публичного права" <*>.
------------------------------
<*> Ноздрачев А.Ф. Указ. соч. С. 185.
По поводу данного высказывания следует заметить, что трудовое право не относится в чистом виде к частному праву. Природа трудовых отношений предполагает их регулирование как в соответствии с частноправовыми началами (которые проявляются в формальном равенстве сторон трудового договора и свободе труда), так и на основании публично-правовых начал (проявляющихся, в частности, в подчинении работника трудовому распорядку, распоряжениям и указаниям работодателя и др.). Публично-правовые начала проявляются и в защите работника правовыми нормами, гарантирующими ему определенный уровень условий труда. Это обстоятельство является общепризнанным в науке не только трудового, но и других отраслей права <*>.
------------------------------
<*> См., например: Курс российского
трудового права / Под ред. С.П.
Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б.
Наличие в правовом статусе государственных служащих частноправовых и публично-правовых элементов подтверждает тождество трудовых отношений и служебных отношений на государственной гражданской службе. Какая бы роль ни отводилась договору, его наличие уже само по себе привносит в складывающиеся отношения частноправовой элемент, который чужд административному праву (как праву публичному). Справедливо отмечают ученые-цивилисты, в частности М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, что наличие между сторонами отношения власти - подчинения вообще исключает в принципе возможность применения не только гражданского законодательства, но и самой конструкции договора как такового. Договор может существовать только между субъектами, которые в данном конкретном случае занимают равное положение. При этом авторы подчеркивают, что индивидуальная свобода, составляющая основу свободы договоров, относительна. Принимая соответствующее решение, граждане и юридические лица должны руководствоваться на этот счет законами, которые, в свою очередь, выступают ограничителем свободы договоров <*>.
------------------------------
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). <*> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 1997. С. 18, 126.
Аналогичная позиция высказана и в литературе по административному праву, где, в частности, говорится, что административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников <*>.
------------------------------
<*> См.: Учебник административного права / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 37.
Гражданин, поступая на государственную службу, выступает именно свободным и равным субъектом по отношению к другой стороне. Соглашением сторон определяется должность, на которую он поступает, и некоторые другие условия. Что касается ограничений, установленных законом, то они относятся как к гражданскому служащему, так и другой стороне служебного отношения - представителю нанимателя. Например, без согласия служащего не могут быть изменены условия, предусмотренные контрактом, в частности он не может быть переведен на другую должность и пр.
В отношении акта назначения
на должность как основания
возникновения служебного