Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

цель контрольной работы – изучить на основе современного российского законодательства правовой статус муниципального служащего. Во исполнение данной цели в работе ставятся следующие задачи:
− рассмотреть правовые основы деятельности муниципальных служащих;
− проанализировать понятие «муниципальный служащий»;
− изучить классификацию муниципальных должностей;
− определить правовой статус муниципального служащего со всеми вытекающими специфическими особенностями данного вида деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы регулирования деятельности муниципальных служащих 5
1.1 Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей 5
1.2 Правовые основы деятельности муниципальных служащих 9
2. Особенности правового статуса муниципального служащего 14
2.1 Правовое положение муниципального служащего 14
2.2 Права, обязанности и ответственность муниципального служащего 15
2.3 Ограничения и запреты для государственных служащих 21
2.4 Поощрения и гарантии для муниципальных служащих 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Муниципальный служащий - ПЕТРЕНКО.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Отметим, что муниципальная служба является профессиональной деятельностью  лица. Отсюда следует, что будучи разновидностью общественно-полезного труда, муниципальная служба, как и любая иная профессиональная деятельность, должна регулироваться нормами трудового права.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового  права, распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (ст.11 ТК РФ) – т.е. в первую очередь с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы РФ». Этому соответствует и норма п.3 ст.4 указанного ФЗ.

В ст.11 ТК РФ провозглашается, что Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Однако далее в этой же статье указывается, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

При внимательном изучении ТК РФ становится очевидным, что в нем фактически не содержится специальных норм о  труде муниципальных служащих. Исключение составляют лишь несколько статей, где муниципальные служащие просто упоминаются, или статьи носят отсылочный характер.

Обратимся к ст.251 ТК РФ «Особенности регулирования труда». В ней устанавливается, что особенности регулирования  труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для  отдельных категорий работников дополнительные правила.

Отсюда исследователи делают справедливы вывод что положение ст. 5 ТК РФ о том, что в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс, относится лишь к федеральным законам, содержащим общие нормы о труде. Что касается ФЗ «Об основах муниципальной службы», то содержащиеся в них специальные нормы права о труде муниципальных служащих имеют своеобразный приоритет над соответствующими положениями ТК РФ[10].

Таким образом, в регулировании  трудовой деятельности муниципальных  служащих специальное законодательство – первично, а трудовое законодательство – субсидиарно.

ФЗ «Об основах муниципальной  службы в РФ» является административно-правовым нормативным актом. Но он же и содержит нормы, которые регулируют отношения, являющиеся по своей сущности трудовыми  – это своеобразные вкрапления норм трудового права в нормативно-правовые акты, которые в целом регулируют другие (не трудовые) отношения.

Как отмечает Д.А. Липинский, необходимость нахождения подобного рода трудовых норм связана со спецификой труда и обязанностей некоторых категорий служащих. Специфика деятельности государственных и муниципальных служащих обусловлена их особым правовым статусом и ролью в жизнедеятельности общества. Анализ нормативно-правовых актов показывает, что дисциплина труда государственных и муниципальных служащих, помимо требований, указанных в ТК РФ, непосредственно связана с обязанностями соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, Конституцию РФ. Именно поэтому нормы, регулирующие трудовую деятельность муниципальных служащих (в том числе нормы об ответственности муниципальных служащих) содержатся не в ТК РФ, а в иных нормативно-правовых актах. Специфика дисциплинарной ответственности государственных служащих состоит в том, что их обязанности формулируются не только в ТК РФ и специальных законах, посвященных определенному виду государственной службы, но и в иных нормативно-правовых актах, специально не посвященных регламентации трудовой деятельности государственных служащих[11].

Кстати, примечательно  то, что до изменений ТК РФ от 30.06.06 (ФЗ №90-ФЗ[12]) терминологического разделения «государственных» и «муниципальных» служащих в Кодексе не происходило, и муниципальные служащие причислялись к государственным. Сейчас же такое разделение налицо. Ст. 11, 28 ТК РФ подтверждают, что муниципальные служащие к государственным не относятся.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальных служащих, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе, основах муниципальной службы, трудовые договора и соответствующие должностные инструкции сотрудников службы.

 

 

 

2. Особенности правового  статуса муниципального служащего

 

2.1 Правовое положение муниципального служащего

 

Муниципальный служащий России, как и всякий субъект права – гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и другими нормативными правовыми актами. Вместе с тем с момента замещения муниципальной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений.

Правовой статус (правовое положение) муниципальных служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений.

Правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности.

Правовой статус муниципальных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Федеральным законом № 25-ФЗ устанавливается особый характер правового положения муниципальных служащих. При возникновении ситуаций, когда правоотношения могут регулироваться указанным законом и трудовым законодательством, приоритетными будут номы законодательства о муниципальной службе. Вместе с общими декларативными положениями, отражающими конституционные принципы, в законе находят место такие принципы как:

1) приоритет прав и  свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан,  владеющих государственным языком  Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и  компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной  службы;

5) доступность информации  о деятельности муниципальных  служащих;

6) взаимодействие с  общественными объединениями и  гражданами;

7) единство основных  требований к муниципальной службе, а также учет исторических  и иных местных традиций при  прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная  защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных  служащих за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной  службы. Особое внимание в Федеральном законе № 25-ФЗ уделено вопросам правового регулирования прав и обязанностей муниципальных служащих.

 

2.2 Права, обязанности и ответственность муниципального служащего

 

Права муниципального служащего – это обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Общие права муниципального служащего перечислены в ст.9 Федерального закона. Их можно разделить на три группы:

1. Права, обеспечивающие уяснение  служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

2. Права, способствующие  непосредственному выполнению служебных обязанностей;

3. Права, содействующие  усилению должностной активности муниципального служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод, обеспечивающих социальные гарантии служащего.

Федеральный закон № 25-ФЗ четко закрепил все права и обязанности муниципального служащего на основе статей 11 и 12 данного Закона.

Муниципальный служащий имеет  право на:

1) ознакомление с документами,  устанавливающими его права и  обязанности по замещаемой должности  муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе  в конкурсе на замещение вакантной  должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации в соответствии  с муниципальным правовым актом  за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами  своего личного дела, с отзывами  о профессиональной деятельности  и другими документами до внесения  их в его личное дело, а также  на приобщение к личному делу  его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных  трудовых споров в соответствии  с трудовым законодательством,  защиту своих прав и законных  интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд  их нарушений;

12) пенсионное обеспечение  в соответствии с законодательством Российской Федерации /12. С. 154/.

Под обязанностями муниципального служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В целях поддержания  и защиты авторитета государства  каждый муниципальный служащий в  рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу.

Муниципальные служащие должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять  свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы профессиональной культуры.

Одна из основных обязанностей муниципального служащего - это обязанность  следовать высшим моральным принципам, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Муниципальные служащие не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.

При исполнении своих  обязанностей муниципальный служащий не должен осуществлять произвол в отношении, каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Муниципальный служащий ни при каких обстоятельствах  не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и пр., а также любые другие выгоды для его семьи, родственников при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей или способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность, с которой должны исполняться служебные обязанности, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям.

Осуществляя свою деятельность, муниципальный служащий должен применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом /6. С 29/.

Муниципальный служащий обязан не допускать коррупционных  отношений при исполнении своих  должностных обязанностей, вскрывать  случаи коррупции при их обнаружении.

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего