Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

цель контрольной работы – изучить на основе современного российского законодательства правовой статус муниципального служащего. Во исполнение данной цели в работе ставятся следующие задачи:
− рассмотреть правовые основы деятельности муниципальных служащих;
− проанализировать понятие «муниципальный служащий»;
− изучить классификацию муниципальных должностей;
− определить правовой статус муниципального служащего со всеми вытекающими специфическими особенностями данного вида деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы регулирования деятельности муниципальных служащих 5
1.1 Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей 5
1.2 Правовые основы деятельности муниципальных служащих 9
2. Особенности правового статуса муниципального служащего 14
2.1 Правовое положение муниципального служащего 14
2.2 Права, обязанности и ответственность муниципального служащего 15
2.3 Ограничения и запреты для государственных служащих 21
2.4 Поощрения и гарантии для муниципальных служащих 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Муниципальный служащий - ПЕТРЕНКО.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальным служащим предлагается воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, размеров муниципальных заимствований, муниципального долга.

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении  должностных обязанностей права  и законные интересы граждан  и организаций;

4) соблюдать установленные  в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное  и муниципальное имущество, в  том числе предоставленное ему  для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном  порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

9) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о выходе  из гражданства РФ в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о личной  заинтересованности при исполнении  должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих следует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение муниципальными служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальными служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность муниципальных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др. 
Вместе с тем, в регламентации ответственности муниципальных служащих имеются и некоторые особенности: в ряде случаев – повышенная ответственность; специфические санкции, применяемые только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени  вины и обстоятельств, при которых  служебные обязанности могут  быть нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие виды ответственности:

  • уголовная,
  • административная,
  • дисциплинарная,
  • гражданско-правовая,
  • иные меры воздействия.

Т.о., развитие законодательства и совершенствование всей нормативно-правовой базы муниципальной службы позволяет укрепить правовой статус служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить надлежащую полноту правового регулирования отношений, возникающих при реализации нормативно установленных правомочий как вовне, так и внутри сферы их применения.

 

2.3 Ограничения и запреты  для государственных служащих

 

Ограничения и запреты (правоограничения), связанные с муниципальной службой, - это обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными нормативными правовыми актами условия, правила, запреты, ставящие муниципального служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.

Деятельность муниципального служащего связана с определенными  ограничениями, перечень которых содержится в ст. 11 ФЗ «Об основах муниципальной  службы РФ».

Итак, муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Гос. Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

Из Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и «Об основах муниципальной службы в РФ» следует, что государственная служба, как и муниципальная служба в силу своего публично-правового характера сопряжены с требованиями недопустимости их совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью.

Ограничения, предусмотренные  для государственных гражданских  служащих, содержащиеся в ст.ст.16-17 соответствующего ФЗ представляют гораздо более широкий спектр запрещающих установлений, чем в ФЗ «О муниципальной службе». Единство ограничений при прохождении гражданской службы и муниципальной службы закрепляется и в п.2 ст. 7 ФЗ «О государственной гражданской службе».

Далее, муниципальный  служащий не имеет права:

3) заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

Возможность заниматься предпринимательской деятельность создает соблазн для лоббирования собственных экономических и финансовых интересов в органе местного самоуправления. Этот вопрос до сих пор остается проблемным.

Из этого же пункта статьи вытекает следующий:

4) состоять членом  органа управления коммерческой  организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным  или представителем по делам  третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных  целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары  за публикации и выступления  в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических  и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки  за счет средств физических  и юридических лиц, за исключением  командировок, осуществляемых на  взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

10) принимать участие  в забастовках; Муниципальным  и государственным служащим, равно  как и некоторым другим социально-полезным  профессиям и родам занятий  (например, авиационному персоналу  гражданской авиации, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудникам федеральной фельдъегерской связи; работникам ядерных установок и пунктов хранения; сотрудникам милиции; военнослужащим; сотрудникам федеральных органов правительственной связи и информации; работникам профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований) нельзя путем забастовок отстаивать свои права. Однако установленные в законодательстве ограничения не означают, что у указанных работников нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ[3].

11) использовать свое  служебное положение в интересах  политических партий, религиозных  и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах  местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное  управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

 

2.4 Поощрения и гарантии для муниципальных служащих

 

Поощрение муниципального служащего – это форма общественного признания заслуг, оказание ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущее определенные правовые, в том числе и материальные преимущества.

Основаниями для поощрения муниципального служащего являются:

  • успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;
  • продолжительная и одновременно безупречная служба;
  • выполнение заданий особой важности и сложности.

В соответствии с Положением о муниципальной службе к муниципальному служащему могут быть применены:

  • единовременное денежное поощрение;
  • объявление благодарности с денежным поощрением;
  • награждение ценным подарком;
  • присвоение почетного звания;
  • награждение орденами и медалями.

Социальные гарантии, предоставляемые муниципальным служащим, традиционно носят компенсационный характер. На муниципальных служащих распространяются многочисленные правоограничения, установленные законом, материальное вознаграждение, которое они получают значительно ниже, чем у лиц, занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем, служебная нагрузка, ненормированный рабочий день, ответственность за принимаемые управленческие решения у муниципальных служащих не только не ниже, но часто превосходят аналогичные показатели других категорий служащих. Анализ практики правового регулирования муниципальной службы в правовых государствах позволяет выделить две наиболее важные социальные гарантии, предоставляемые государственным служащим:

  • практически гарантированная занятость на весь период профессиональной жизни человека (т.е. от поступления на службу и до выхода на пенсию);
  • высокий уровень пенсионного обеспечения, прямо связанный с выслугой лет на муниципальной службе.

Именно они делают государственную (муниципальную) службу привлекательной и престижной в глазах граждан. Т.о., нормативно закрепленные социальные гарантии являются неотъемлемым элементом правового статуса муниципальных служащих.

Социальные гарантии для наемных работников регламентируются разделом VII ТК РФ. Специальным законодательством предусматриваются специфические гарантии для муниципальных служащих (ст.172 ТК РФ).

Помимо регламентации  порядка поступления на муниципальную  службу и ее прохождения, прав и обязанностей служащего, в законодательстве субъектов РФ и муниципальных нормативных актах значительное место отводится описанию гарантий муниципальных служащих. Муниципальному служащему гарантируются (ст.15 Закона):

1) условия работы, обеспечивающие  исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты;

3) ежегодный оплачиваемый  отпуск;

4) медицинское обслуживание  его и членов его семьи, в  том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение  за выслугу лет и пенсионное  обеспечение членов семьи муниципального  служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное  страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное  социальное страхование на случай  заболевания или потери трудоспособности  в период прохождения им муниципальной  службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего