Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:01, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия «правовой акт управления», присущих ему особенностей и признаков, а также изучение подготовки и издания, действия правовых актов управления. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты определить понятие и содержание «правового акта управления», выделить характеризующие признаки, отличительные особенности.
2. Произвести классификацию правовых актов управления в соответствии с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процессы подготовки и издания правовых актов управления с выделением общих этапов данных процессов.
4. Охарактеризовать действие правовых актов управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки правового акта управления…………………………..4-7
2. Виды правовых актов управления…………………………………………8-16
3. Правила подготовки и издания правовых актов управления…………...17-25
4. Действие правового акта управления…………………………………….26-28
5. Утрата силы правовыми актами управления…………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы………….35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра конституционного,
административного и
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Административное право Российской Федерации
на тему: «Правовые акты управления»
Рыбальченко Наталья Ивановна
Хабаровск
= 2009 =
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки правового акта управления…………………………..4-7
2. Виды правовых актов управления…………………………………………8-16
3. Правила подготовки и издания правовых актов управления…………...17-25
4. Действие правового
акта управления…………………………………….
5. Утрата силы правовыми
актами управления…………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы………….35
Введение
Правовые акты управления являются основой юридической формой реализации задач и функций исполнительной власти.
Посредством правовых актов управления органы исполнительной власти в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок и государственную безопасность, защищают законные права и свободы граждан, общественных и государственных организаций.
В отличие от других форм государственного управления правовые акты управления имеют ярко выраженное юридическое значение.
С помощью правовых актов проявляется властная воля аппарата органов исполнительной власти. Они юридически закрепляют действия органов управления.
Целью написания данной
курсовой работы является характеристика
понятия «правовой акт
1. Используя специальную учебную
литературу и законодательные
акты определить понятие и
содержание «правового акта
2. Произвести классификацию правовых актов управления в соответствии с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процессы подготовки и издания правовых актов управления с выделением общих этапов данных процессов.
4. Охарактеризовать действие
1. Понятие и признаки правового акта управления
Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления.
В специализированной литературе высказаны мнения по многим проблемам теории правовых актов управления. Нередко называются бесспорные признаки, указывающие на их сущность, но проясняющие ее только с определенных позиций. Не в последнюю очередь это можно объяснить многогранностью, сложностью данного правового явления.
Для приближения к пониманию сущности правового акта управления необходимо иметь в виду следующее:
- правовой акт управления – это разновидность правовых актов, обладающий всеми их существенными признаками. При этом различают правовой акт как одностороннее юридически-властное действие государственного органа (должностного лица) и акт как официальный документ, в котором данное действие получает объективное выражение. Васильев Р.Ф. определяет правовой акт как «волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которого в виде велений, обращений, соглашений в установленных законом случаях фиксируются в документальной форме (в акте – документе)»¹.
- правовые акты управления
часто называют или предлагают
называть административными
___________________
1 Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право», №5, 1998г
- в Российской Федерации до сих пор нет легального определения понятия правового акта.
Принимая во внимание выше указанное, под правовым актом управления следует понимать официальное подзаконное одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, в определенной форме, с соблюдением обязательных процедур, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых правоотношений.
Правовые акты управления обладает совокупностью следующих наиболее характерных признаков:
1) Правовой акт управления
представляет собой
2) Подзаконность акта управление означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и издается в пределах компетенции данного органа управления. Правовые акты органов государственного управления издаются на основании и во исполнении федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других обязательных для них нормативно-правовых актов.
3) Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, т.е. специальным органом управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Те субъекты, которым адресован правовой акт управления, не имеют возможности воздействовать на волеизъявление властвующего субъекта. Тем не менее, правовой акт в процессе его действия может быть оспорен или признан недействующим (незаконным или недействительным), в установленном законодательством административном и судебном порядке.
4) Правовой акт управления – юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия.
5) Правовой акт
управления определяет
6) Правовой акт управления
имеет специальную форму и
порядок принятия (утверждения). Обычно
он издается в письменной
Признаки акта управления достаточно полно раскрывают его сущность и юридическую природу, а также основные направления его воздействия на конкретные общественные отношения. Перейдем к рассмотрению функций правового акта управления.
Функции правового акта управления – это регулирующие воздействия на публичные отношения, которые обеспечивают достижение целей и решение задач управления посредством издания административного акта.
В зависимости от характера такого воздействия можно выделить следующие функции:
Регулирующая функция
Правовой акт на основе законов устанавливает конкретные отношения, предоставляет индивидуальным субъектам конкретные возможности и варианты поведения в сложившейся обстановке. Регулирующая функция правового акта особенно ярко проявляется в примере, когда администрация с помощью акта управления налагает на гражданина не предусмотренную законом обязанность.
Охранительная функция
Устанавливает реальную возможность судебного оспаривания любого акта управления. Там, где принимается или издается акт управления, там, в обязательном порядке, устанавливается институт судебного оспаривания данного правового акта управления. Таким образом, акт управления изначально содержит в себе функцию судебной защиты. Выполняя данную функцию, правовые акты управления создают почву для формирования системы административного судопроизводства – важного правового средства устранения ошибок в административном правотворчестве.
Исполнительная функция
Заключается в том, что она обеспечивает практическое осуществление государственного управления посредством реализации управленческих действий и правового порядка их совершения.
2. Виды правовых актов управления
Классификация правовых актов управления имеет важнейшее значение для содержательного познания сущности института правового акта управления, а также для практического применения актов управления, для их поиска и эффективной работы с ними.
I. В зависимости от юридических свойств правовые акты управления подразделяются на:
1. Нормативные акты;
2. Индивидуальные акты;
3. Смешанные акты
Нормативные правовые акты управления – это акты подзаконного нормотворчества, в которых:
К нормативным актам управления относятся:
1) Акты, изданные в
установленном порядке
2) Акты, устанавливающие
правовые нормы (правила
3) Акты, обязательные для неопределенного круга лиц
4) Акты, рассчитанные на неоднократное применение
5) Акты, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Индивидуальные (правоприменительные) правовые акты управления - акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц. Они носят четко выраженный правоисполнительный характер. Они не содержат норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения для неограниченного круга лиц.
По своему содержанию индивидуальные
правовые акты управления – это
распорядительные правовые акты, в
которых находит выражение