Правовые акты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия «правовой акт управления», присущих ему особенностей и признаков, а также изучение подготовки и издания, действия правовых актов управления. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты определить понятие и содержание «правового акта управления», выделить характеризующие признаки, отличительные особенности.
2. Произвести классификацию правовых актов управления в соответствии с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процессы подготовки и издания правовых актов управления с выделением общих этапов данных процессов.
4. Охарактеризовать действие правовых актов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки правового акта управления…………………………..4-7
2. Виды правовых актов управления…………………………………………8-16
3. Правила подготовки и издания правовых актов управления…………...17-25
4. Действие правового акта управления…………………………………….26-28
5. Утрата силы правовыми актами управления…………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы………….35

Файлы: 1 файл

Административное право (курсовая).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Смешанные правовые акты управления могут содержать как нормативное предписание, так и индивидуальное, адресованное конкретному субъекту управленческой деятельности распоряжение (в связи с допущенным им нарушением) или решение по конкретному управленческому делу (спору). Смешанные акты управления включают как нормы права, так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

II. В зависимости от выполняемой функции можно выделить акты управления:

1. Направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

2. Устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления;

3. Определяющие вопросы планирования;

4. Посвященные реализации функции организации, т.е. формированию системы государственного управления;

5. Содержащие элементы распорядительства, т.е. оперативного регулирования управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей. Правовые акты управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, правила) направлены на обеспечение режима должной государственной деятельности;

6. Вводящие руководящие правила, т.е. обеспечивающие руководство (закрепление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов – государственных служащих, должностных лиц, управляемых объектов), а также общее руководство;

7. Имеющие координационный потенциал, т.е. выполняющие в первую очередь функцию координации – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления;

8. Регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах;

9.  Выполняющие регулирующую функцию, т.е. использующие методы и способы управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования, а также устанавливающие общеобязательные требования и процедуры для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан. 

III. В зависимости от области или сферы применения акты управления делятся на:

1. Акты общего действия

2. Межотраслевые акты  управления

3. Отраслевые акты  управления

4. Внутриотраслевые акты  управления

Традиционно государственное  управление подразделяется на несколько  сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в административно-политической сфере. В каждой из этих больших областей могут быть выделены и более мелкие образования, например управление в области внутренних дел, юстиции, социальной защиты населения.

IV. В зависимости от действия в пространстве (территории действия) можно выделить:

1. Административные акты, которые распространяют свое  действие в пределах определенной  территории:

а) акты федерального действия (распространяющие свое действие на всей территории Российской Федерации);

б) акты межрегионального действия (распространяющие свое действие на территории нескольких субъектов Российской Федерации);

в) акты регионального  действия (распространяющие свое действие на территории субъекта Российской Федерации);

г) акты муниципального действия (распространяющие свое действие на территории муниципального образования).

2. Административные акты  локального характера (распространяются  на часть территории, на одно  административное учреждение, на  конкретный трудовой коллектив). Локальные правовые акты управления могут приниматься органами исполнительной власти для регламентации внутриорганизационных отношений.

V. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:

1. Немедленно, т.е. с  момента их подписания;

2. С даты, указанной в правовом акте управления;

3. В срок, указанный  в другом правовом акте управления;

4. С момента государственной  регистрации и опубликования  в нормативно установленном порядке.  

VI. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:

1. Бессрочные акты управления

Срок действия актов  точно не установлен, их можно применять  в течение неограниченного срока. Они действуют до того момента, пока не будут отменены в законном порядке.

2. Срочные акты управления

Срок действия данных правовых актов управления установлен. По истечении данного срока акт управления утрачивает свою силу.

3. Временные акты управления

Акты управления, действующие  в течение неопределенного, но как  правило, непродолжительного времени.

VII. В зависимости от формы выражения выделяются:

1. Словесные (письменные и устные) акты управления

Письменный правовой акт управления представляет собой  оформленный в соответствии с  предъявленными требованиями письменный документ, в котором содержатся требования, предписания, положения, правила.

Устные правовые акты управления (приказы, распоряжения, команды, указания) не требуют соответствующего письменного оформления, так как  они предназначены для быстрого и оперативного вмешательства в  текущее управление в целях решения каждодневных управленческих задач и выполнения самых общих функций управления.

2. Конклюдентные правовые акты управления

В данном случае волеизъявление властвующего субъекта находит свое выражение в конкретных жестах, знаках, сигналах. Например, к данным актам относятся сигналы и специальные знаки на воздушном, железнодорожном, морском, и речном транспорте, которые применяются в целях обеспечения безопасного движения различных транспортных средств; жесты сотрудника ГИБДД, регулирующего порядок движения транспорта и пешеходов. Все эти и другие конклюдентные правовые акты управления должны быть обязательно исполнены теми, кому они адресованы, так как они влекут юридические последствия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этих указаний или запретов. При  их осуществлении возникают, изменяются или прекращаются административно-правовые отношения.

VIII. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:

 1. Акты управления органов общего управления (постановления Правительства РФ, правительств республик – субъектов РФ, областной или краевой администрации).

В этих актах реализуются самые  общие функции и решаются самые  главные задачи публичного управления.

2. Акты управления органов отраслевого управления (приказы федерального министра, председателя государственного комитета, руководителей федеральных служб и федеральных надзоров). 

Эти акты регламентируют общественные отношения или разрешают возникающие  в сфере управления спора только в конкретной отрасли государственного управления.

3. Акты управления органов межотраслевого (надведомственного) управления (приказы Госстандарта России).

Данные акты принимаются органами межотраслевой компетенции и  направлены прежде всего на решение  вопросов, имеющих важнейшее значение для нескольких отраслей или сфер государственного правления.

4. Акты управления, издающиеся  контрольно-надзорными органами (инструкции  федеральных Госгортехнадзора РФ, Госэнергонадзора РФ, санитарно-эпидемиологического надзора РФ).

В этих нормативных правовых актах содержатся важнейшие положения  о существе надзорной деятельности, пределах и задачах осуществления  надзора, порядке применения мер  административного принуждения  за неисполнение законных предписаний  или при совершении административных правонарушений.

IX. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления различают:

1. Акты управления, издаваемые  Президентом РФ (указы, распоряжения);

2. Акты Правительства  РФ (постановления, распоряжения);

3. Акты федеральных  органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения);

4. Акты Правительств  республик, входящих в состав  Российской Федерации (постановления  и распоряжения);

5. Акты губернаторов, глав администраций, председателей правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения). Также видом подобных актов являются указы (например, мэра г. Москвы). Образованные в структуре областных и краевых администраций органы (отделы, управления, департаменты) вправе издавать приказы, распоряжения.

X. В зависимости от способа принятия правового акта выделяют:

1. Коллегиальные акты

Принимаются коллегиальным  органом на специальном заседании  в итоге проведенного голосования (Правительством РФ). Как правило, данные акты управления издаются в форме  постановлений, направленных на решение  главных, важных и общих вопросов администрирования. Эти же органы управления могут готовить распоряжения по менее сложным вопросам организационного или текущего управления без коллегиального обсуждения.

2. Единоличные акты

Данные акты встречаются  чаще коллегиальных, так как само законодательство предусматривает возможность издания должностными лицами актов управления.

XI. В зависимости от степени соответствия законом, юридической значимости и действительности правовые акты управления можно разделить: 

1. Правомерные (законные) акты управления

Акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним, с тем, чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность. Несмотря на очевидную правомерность и законность того или иного правового акта, соответствующие субъекты всегда имеют возможность его обжалования в административном или оспаривания в судебном порядке.

2. Оспоримые акты управления

Акты спорного характера  или неправомерные (незаконные).  Для «лишения несовершенного акта юридической  силы в большинстве случаев требуется  особое постановление компетентного учреждения, констатирующего недействительность дефектного акта»¹.

______________

1 Российское административное  право: Конец XIX – начало XX вв. // Воронеж, 1999. С. 552.

 

3. Ничтожные (противоправные, недействующие) акты управления

Акты, которые недействительны  и незаконны с момента их издания  или принятия, так как неприемлемость и несоответствие публичным интересам, отсутствие юридической обработки  акта настолько очевидны, что не требуют юридической квалификации и специального доказывания этого факта:

1) не имеют законных  оснований и предпосылок для  издания правового акта управления, т.е. его социальная значимость  и необходимость не вытекает  из каких-либо документов или  нормативных актов;

2) приняты лицом или  органом публичной власти, не имеющими на то полномочий и компетенции;

3) содержат требования  о совершении правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правила подготовки и издания правовых актов управления

 

Условия законности правового акта управления включают соблюдение требований, относящихся к порядку его издания, форме и юридическому содержанию.

Правовой акт управления должен быть издан в соответствии с законодательством  полномочным органом в пределах его компетенции.

Так, правовые акты Правительства  РФ издаются на основе  и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Правовые акты федеральных органов  исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок издания актов управления устанавливается законодательными и иными нормативными актами, определяющими  статус органов исполнительной власти.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости – организации, привлекаемые к этой работе.

Информация о работе Правовые акты управления