Правовые акты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия «правовой акт управления», присущих ему особенностей и признаков, а также изучение подготовки и издания, действия правовых актов управления. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты определить понятие и содержание «правового акта управления», выделить характеризующие признаки, отличительные особенности.
2. Произвести классификацию правовых актов управления в соответствии с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процессы подготовки и издания правовых актов управления с выделением общих этапов данных процессов.
4. Охарактеризовать действие правовых актов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки правового акта управления…………………………..4-7
2. Виды правовых актов управления…………………………………………8-16
3. Правила подготовки и издания правовых актов управления…………...17-25
4. Действие правового акта управления…………………………………….26-28
5. Утрата силы правовыми актами управления…………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы………….35

Файлы: 1 файл

Административное право (курсовая).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая  служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания правового акта не должен превышать одного месяца, если не установлен иной срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

В процессе работы над проектом нормативно правового акта должны быть изучены  относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих правовых актов, научная литература и материалы периодической  печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Правовой акт управления издается в установленной форме и подписывается  соответствующим должностным лицом. Форма акта (структура, реквизиты, язык) должна соответствовать принятым требованиям.

Структура правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия правового акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включается.

Нормативные предписания оформляются  в виде пунктов. Пункты могут подразделяться на подпункты. Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы.

При необходимости для полноты  изложения вопроса в правовые акты могут включаться отдельные  положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти  акты и на официальный источник их опубликования.

Если в правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

Одновременно с разработкой  проекта правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении  и дополнении или признании утратившими  силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения  об изменении, дополнении или признании  утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в тексте правового акта.

Подготовленный проект правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Подписанный (утвержденный) правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

- наименование органа (органов), издавшего акт;

- наименование вида  акта и его название;

- дата подписания (утверждения)  акта и его номер;

- наименование должности  и фамилия лица, подписавшего  акт.

Правовые акты управления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. 

Государственная регистрация  правового акта управления включает в себя :

- юридическую экспертизу  соответствия акта законодательству  Российской Федерации;

- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

- присвоение регистрационного  номера;

- занесение в Государственный  реестр правовых актов органов  исполнительной власти.

Государственная регистрация  правовых актов производится Министерством  юстиции Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.

В течение суток после государственной регистрации подлинник правового акта с присвоением ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представившим акт на государственную регистрацию.

В регистрации может  быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

В течение 10 дней со дня  получения отказа в государственной  регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции РФ.

Вступление правового  акта управления в силу регламентирует ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают необходимость его предварительной регистрации, официального опубликования в установленном порядке. В соответствии со ст. 150 Конституции РФ «правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»¹.

Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ и «Российской  газете» в течение десяти дней

__________________

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

после дня их подписания.

Акты Правительства  РФ подписываются Председателем  Правительства РФ. Датой их официального опубликования считается дата первой публикации текста акта в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Официальному опубликованию  правовых актов, иных федеральных органов исполнительной власти и определенных ведомств (Центрального Банка РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования) должна предшествовать их государственная регистрация в Министерстве юстиции России. Акты, прошедшие регистрацию, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в течение десяти дней после дня их регистрации. Правовые акты не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Следовательно, они не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Не подлежат официальному опубликованию правовые акты, содержащие сведения, составляющие  государственную  тайну, или сведения конфиденциального характера.

Порядок официального опубликования и вступления в силу правовых актов управления субъектов РФ устанавливается самими субъектами РФ с соблюдением Конституции РФ и федерального закона.

Примером порядка официального опубликования и вступления в силу правовых актов управления субъектов РФ в данной работе выступает Хабаровский край.

В соответствии с Законом Хабаровского края «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» от 31.07.2002г № 48  официальным опубликованием краевых законов и  постановлений Думы считается  первая  публикация  их  полного  текста  в краевых официальных  периодических   изданиях - «Тихоокеанская звезда» и «Приамурские ведомости». Краевые законы  вступают  в силу  одновременно  на   всей территории края  после их официального опубликования,  если самими  краевыми законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

       Краевые  законы  по  вопросам  защиты  прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

       Краевые   законы,   принятые   Думой,   направляются    для обнародования  Губернатору  края  в течение  десяти дней со дня их принятия Думой.

       Губернатор   края   обязан   обнародовать   краевой  закон, удостоверив обнародование закона путем издания распоряжения,  либо отклонить закон в течение десяти рабочих дней со дня опубликования указанного закона. Распоряжение  Губернатора  края  об  обнародовании краевого закона вместе с текстом краевого закона направляется  Губернатором края в Думу для присвоения краевому закону порядкового номера. Краевой   закон   с   присвоенным   ему   порядковым   номером направляется Губернатору края для официального опубликования.

    Краевой закон, отклоненный Губернатором края, но одобренный Думой в ранее принятой редакции,  не может быть повторно отклонен Губернатором края и подлежит обнародованию в течение четырнадцати календарных дней  со  дня поступления Губернатору края указанного закона.

Постановления Думы,  носящие нормативный правовой характер, вступают в силу после их официального опубликования,  если  самими постановлениями не установлен иной порядок вступления их в силу.

 Постановления Думы,  не носящие нормативный правовой характер, вступают в силу со дня их принятия. Постановления Думы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Постановления  Думы   направляются    Губернатору   края   для официального опубликования.

Официальным   опубликованием   нормативных  правовых  актов Губернатора края, нормативных правовых актов Правительства края, а также нормативных  правовых  актов краевых органов исполнительной власти, издаваемых  ими  в  случаях  и  пределах,  устанавливаемых Правительством края, считается первая публикация их полного текста в краевых   официальных   периодических   изданиях – «Тихоокеанская звезда»  и «Приамурские ведомости».

Нормативные правовые  акты  Губернатора  края,  нормативные правовые акты  Правительства края,  а также нормативные правовые акты краевых  органов  исполнительной  власти,  издаваемые  ими  в случаях и пределах,  устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования,  если этими актами  не установлен иной порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые  акты  Губернатора  края,  нормативные правовые акты  Правительства  края,  а также нормативные правовые акты краевых  органов  исполнительной  власти,  издаваемые  ими  в случаях  и  пределах,   устанавливаемых  Правительством  края,  по вопросам защиты прав и свобод человека  и  гражданина  вступают  в силу  не  ранее  чем  через  десять  дней  после  их  официального опубликования.

Нормативные  правовые  акты  Губернатора края,  нормативные правовые акты Правительства края,  а  также  нормативные  правовые акты краевых  органов  исполнительной  власти,  издаваемые  ими  в случаях и   пределах,   устанавливаемых    Правительством    края, направляются для официального опубликования Губернатором края.

Сравнивая процедуры  официального опубликования и вступления в силу правовых актов управления федерального и регионального (на примере  Хабаровского края) уровней видно, что порядок опубликования правовых актов федерального значения многоэтапный и значительно усложненный по сравнению с процедурами опубликования правовых актов управления регионального уровня.

Специальные требования законности правового акта управления предполагают его принятие:

а) с соблюдением установленных  сроков;

б) с согласия (разрешения) уполномоченного государственного органа, например, антимонопольного органа о реорганизации государственных  унитарных предприятий в форме слияния или присоединения;

в) совместно двумя  или более органами в случаях, прямо предусмотренных правовыми  актами уполномоченных органов;

г) с соблюдением требований (реквизитов) к содержанию, например, постановления о назначении административного  наказания;

д) при наличии необходимости экспертного заключения о соответствии акта установленным требованиям. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995г «Об экологической экспертизе» подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Условия эффективности  правовых актов управления объединяют различные по своему характеру требования к их изданию и формальному  содержанию.

1. Правовой акт должен  быть своевременным, т.е. в наибольшей степени соответствовать потребностям политического и социально-экономического развития страны, ориентированным на обеспечение его прогрессивных тенденций. Запоздалый акт не только бесполезен, но и может оказать на них негативное влияние, а также оказаться данью профессиональной некомпетентности в управленческом процессе.

2. Непременным условием эффективности правового акта управления является его всестороннее экономическое обоснование: финансовое, материально-техническое.  Недостаточная экономическая обоснованность правового акта управления имеет своей оборотной стороной его неисполнение либо ненадлежащее исполнение, что дискредитирует исполнительную власть.

Информация о работе Правовые акты управления