Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

аким образом, целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 В условиях  устойчивого гражданского общества  и правового государства правовое  регулирование положения личности, человека должно занимать центральное,  приоритетное место, здесь право  и государство в лице своих  органов и должностных лиц  призваны быть на службе у общества и у его членов. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций – обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.

 Субъект  права в любой отрасли права – это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства. В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

 Таким образом,  целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:

1. Определение  понятия, видов, полномочий субъектов  административного права в целом;

2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;

3. Исследование  основ административно-правового  положения предприятий и учреждений.

 

ГЛАВА 1.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА, ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ.

 

    1. Субъекты административного права

 

 Полномочия, которыми наделены субъекты административного  права, имеют определенные особенности  по своему характеру, объему, формам  выражения. Полномочия субъектов  административного права могут  выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т. д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования.

Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае – вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

 Правовой  статус – категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды. Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административно права на группы, каждая из которых имеет свой административно - правовой статус.

 Субъекты  административного права разделяются  на две группы: физические лица  и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов – многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации. Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ – третий.

 Организации  как субъекты административного  права, так же разделены на  виды и группы. В первую очередь  все организации следует разделить  на государственные и не государственные.  Государственные организации выполняют  задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности. Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

 Различают  субъект административного права  и субъект административного  правоотношения. Субъекты административного  права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений – это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

 

1. Административно-правовая  норма, предусматривающая права  и, обязанности субъекта;

2. Административная  правоспособность и дееспособность субъекта;

3. Основание  возникновения изменения и прекращения  правоотношений (юридический) факт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятия и  виды предприятий и учреждений

 

Предприятие - обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством.

Предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требования, долги, исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Типы предприятий

Предприятия для более  глубокого изучения обычно классифицируют по виду и характеру деятельности, формам собственности, правовому положению и др.

По форме собственности  различают предприятия, находящиеся  в:

  • государственной собственности
  • муниципальной собственности
  • частной собственности
  • собственности общественных организаций
  • иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)

По масштабу:

  • малые;
  • средние;
  • крупные.

По организационно-экономической  форме:

  • индивидуальные (ПБОЮЛ, кооперативы)
  • партнёрства (хозяйственные товарищества и общества)
  • корпорации (акционерные общества, госкорпорации)

По цели деятельности:

  • коммерческие
  • некоммерческие

 

Учреждение - (некоммерческая организация) - одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера.

В зависимости от собственника выделяют:

1). Государственные учреждения - учредителями выступают различные  государственные органы

2). Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные  муниципальные образования

3). Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие  организации.

Государственное или  муниципальное учреждение бывают: бюджетными, автономными.

Особенности функционирования.

Как правило, большая  часть учреждений является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные  органы и муниципальные образования. Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и  иными правовыми актами. Не устанавливает  законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Предприятия и учреждения как субъекты административного права

 

 Предприятия  и учреждения относятся к субъектам  административного права, но только  в определённых правом случаях  и в соответствующем качестве, поскольку они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

 Конституция  Российской Федерации применяет  термины «предприятия», «учреждения», «государственные, муниципальные и  другие жилищные фонды», «государственные  или муниципальные образовательные  учреждения».

 В Гражданском  кодексе РФ нашли свое юридическое закрепление и развитие такие понятия, как хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

 Гражданский  кодекс РФ (ГК РФ) содержит и  раскрывает фундаментальные и чрезвычайно важные не только для гражданского, но и для административного, финансового, трудового, налогового, таможенного права понятия.

 Предприятия  подразделяются на различные  виды. По видам их можно условно  разделить на три группы. Например, по виду производства:

  1. предприятия, производящие продукцию;

2) предприятия,  производящие работы;

3) предприятия,  производящие хозяйственные услуги.

 В свою  очередь, в каждой группе предприятий  по видам производства можно  произвести дальнейшее их разделение на подвиды.

 Предприятия,  производящие продукцию, делятся  на предприятия промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты), сельскохозяйственные (акционерные общества, кооперативы,  фермерские хозяйства, артели  и т.д.).

 Предприятия,  производящие работы, делятся на предприятия строительные, проектные, изыскательские и др.

 Предприятия,  производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания  населения, жилищно-коммунальные  и др.

 В условиях  многообразия форм собственности необходимо разделение предприятий на группы в зависимости от формы собственности.

Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права