Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

аким образом, целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 По этому  признаку предприятия делятся  на:

 а) государственные  (основанные на государственной  федеральной собственности или  собственности субъектов Федерации);

 б) муниципальные  (основанные на собственности  органов местного самоуправления);

 в) кооперативные  (основанные на кооперативной собственности);

 г) частные  предприятия (основанные на частной  собственности);

 д) предприятия,  принадлежащие общественным организациям и основанные на их собственности, например полиграфические предприятия политических партий;

 е) смешанные  предприятия (основанные на двух  и более формах собственности,  например, государственной и частной,  государственной собственности РФ и собственности другого государства).

 Разделение  предприятий по формам собственности,  имеющей различный правовой статус, влечет значительные различия  в их правовом статусе.

 По этому  признаку, т.е. по правовому статусу,  предприятия делятся на:

1) государственные (находящиеся в управлении государства);

2) муниципальные,  управляемые органами местного  самоуправления;

3) частные предприятия  (находящиеся в ведении отдельных  лиц или семьи);

4) полные товарищества (с солидарной ответственностью);

5) смешанные товарищества;

6) акционерные  общества закрытого типа;

7) акционерные  общества открытого типа;

8) филиалы и  представительства.

 В Гражданском  кодексе РФ обозначены так  называемые унитарные предприятия  (государственные и муниципальные)  – ст. 113 ГК РФ.

 Унитарным  предприятием признается коммерческая  организация, не наделенная правом  собственности на закрепленное  за ней собственником имущество. 

 В форме  унитарных предприятий могут  быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. (Например: завод оборонной промышленности по виду собственности – это государственное предприятие, а по способу управления – унитарное предприятие (государство доверило администрации этого завода осуществлять управленческие функции от имени государства).

 Учреждения тоже делятся на виды. По роду деятельности различают учреждения:

- хозяйственные  (хозяйственные министерства и  ведомства, их органы на местах  и т.д.);

- социальной  сферы (образовательные, научные,  здравоохранения и др.);

- внешнеполитические (системы Министерства иностранных дел, консульские учреждения);

- внешнеэкономические; 

- правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры,  милиции и другие правоохранительные  системы);

 По формам  собственности учреждения, как и  предприятия, подразделяются на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные и т.д.

 Некоммерческой  организацией является организация,  не имеющая извлечение прибыли  в качестве основной цели своей  деятельности и не распределяющую  полученную прибыль между участниками.

 Большинство  негосударственных некоммерческих  организаций созданы для решения  тех же самых задач, с которыми  повседневно имеют дело государственные  и муниципальные органы. Это забота  о малообеспеченных, больных, социально  неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.

 Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

 Перечень  важнейших форм некоммерческих  организаций предусмотрен Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

 

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

 Нормы права, определяющие  административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

- общий порядок их  взаимоотношений с исполнительными  органами государственной власти;

- государственную регистрацию  предприятий и учреждений;

- по отдельным видам  деятельности – государственное  лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.

- общеобязательный  порядок ведения и представления  бухгалтерской и статистической  отчетности государственным органам,  необходимый для налогообложения  и ведения общегосударственной  экономической информации.

 Административно-правовой  статус государственных предприятий  и учреждений имеет свои особенности.  К особенностям административно-правового  статуса предприятий и учреждений  относится, прежде всего, то, что  они являются собственностью  государства.

 Руководство  государственными предприятиями  и учреждениями осуществляют  должностные лица, назначаемые компетентными  государственными органами и  обладающие государственно-властными  полномочиями. Порядок образования  и ликвидации предприятий и  учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

 Муниципальные  предприятия и учреждения –  основанные на собственности  муниципальной, т.е. органов местного  самоуправления.

Содержание  административно-правового статуса предприятий, учреждений в основном зависит от следующих обстоятельств:

1) является  он частью государственного механизма  или нет; 

2) каким видом  деятельности он занимается (хозяйственной,  культурно-воспитательной и т.  д.);

3) является  он самостоятельной организационной  единицей или включен в более  сложную организационную структуру.

 Правовой  статус предприятий и учреждений  определяется нормами ряда отраслей  права, но преимущественно административным  правом, гражданским правом и трудовым правом.

 Административно-правовой  статус государственных предприятий  и учреждений характеризуется  рядом особенностей.

Они образуются и ликвидируются органами государственной  власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.

В административно-правовом статусе государственных субъектов  можно выделить три главных блока:

 а) целевой; 

 б) структурно-организационный; 

 в) компетенционный  (компетенцию).

 Первым элементом  административно-правового статуса государственного коллективного субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически.

Цель в данном случае можно понимать как обеспечение  определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах  и иных управленческих актах конкретизируется в перечне задач и выполняемых функций.

 Все задачи, которые ставятся перед структурными  единицами государственного механизма,  можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради  которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);

2) экономико-экологические,  закрепляющие обязанности бережно  использовать природные и другие  ресурсы, обеспечивать сохранность  окружающей среды и государственного  имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, создание благоприятных условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

 Второй – организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

 У негосударственных предприятий, в редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего – лишь некоторые из них.

 Минимальный  объем административно-правового  статуса негосударственного коллективного  субъекта включает в себя право  на государственное признание, наименование, право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.

 Негосударственные  предприятия и учреждения самостоятельны  в организации своей деятельности  и реализации продукции и услуг.  Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

 Правовой  статус учреждений отличается большим диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного вопроса законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.

 Например, Закон  РФ «Об образовании» в редакции  Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст. 12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.

 Аналогичным  образом решается вопрос о  правовом статусе учреждений  в других отраслях. Например, военно-учебные  заведения внутренних войск создаются  по решению Правительства Российской  Федерации, равно как и учебные заведения для подготовки сотрудников полиции.

 Предприятия  (учреждения) независимо от видов  собственности и организационно-правовых  форм, обязаны соблюдать законы  и иные административно-правовые  акты (законодательство об охране  окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).

 Уполномоченные  государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.

 Предприятия  и учреждения как юридические  лица несут административную  ответственность в соответствии  с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация.

 Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

СОЗДАНИЕ И  ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ. АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ .

 

2.1. Создание и ликвидация предприятий и учреждений

 

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником; уполномоченным собственником государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.

Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права