Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

аким образом, целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.

Учредительными  документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о  данном учреждении. Естественно, что  различен и порядок их утверждения.

Учредительными  документами негосударственных  коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ; кроме акционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.

 Данные государственной регистрации включаются в единый реестр юридических лиц.

 Предприятие и учреждение считается созданным с момента 
внесения в государственный реестр юридических лиц записи о его 
регистрации.

 Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установленного законодательством порядка создания предприятия, учреждения, а также несоответствия учредительных документов его требованиям.

 Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" предназначен для регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

 Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами.

 Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной его регистрации.

 Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

  Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено Законом (ст. 61 ГК РФ).

 Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.

 Предприятие, учреждение считается ликвидированным после, внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган.

  Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согласие указанного органа на:

 а) создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций);

 б) слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплат труда;

в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%.

  Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

  Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации, или ограничению конкуренции, или представленная документация недостаточна для принятия решения.

 Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируются соответствующими законодательными актами РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений

Эти гарантии, во - первых, являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти, во - вторых, выражаются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями, учреждениями, в - третьих, воплощаются в правах предприятий, учреждений на самозащиту от противоправных действий органов исполнительной власти.

Общий правовой режим предполагает подзаконность  деятельности органов исполнительной власти. Следовательно, они обязаны соблюдать и исполнять законы, устанавливающие правовое положение предприятий, учреждений.

 Противоправные  акты и действия указанных  органов, ограничивающие самостоятельность  предприятий, учреждений, подлежат  отмене компетентными органами. Органы исполнительной власти юридически обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей.

Для гарантий самостоятельности  предприятий, учреждений важным является общий запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий, учреждений и установление исключений из него только законодательством. Он в полной мере относится также к отношениям между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями.

Правовым препятствием для противоправного ограничения самостоятельности предприятий, учреждений служат нормы, закрепляющие компетенцию органов исполнительной власти. Характер их компетенции таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий, учреждений, не обладают правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты как формы текущего руководства.

Наряду с  этими гарантиями законодательством  предусмотрены права предприятий  и учреждений на защиту своей самостоятельности в административном и судебном порядке.

 Так, предприятие,  учреждение имеет право не  выполнять требования государственных  органов, на которых законодательством  возложена проверка деятельности  предприятия, учреждения по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.

Закон нередко  предусматривает запрещение совершения определенных действий в отношении  предприятий, учреждений (запрещается  отказ в государственной регистрации  по мотивам нецелесообразности создания предприятия, учреждения), устанавливает прямые обязанности государственных органов перед предприятиями, учреждениями (например, заявление предприятия о разрешении занятия данным видом деятельности должно быть рассмотрено в недельный срок и т.д.).

Предприятие, учреждение имеет право обращаться в суд  с заявлением о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и  нарушающего его права и охраняемые законом интересы.

Соблюдение  законности во взаимоотношениях между  органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Таким образом, субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.

  В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

 По своему  административно - правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические липа в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

 Организации  как субъекты административного  права, прежде всего, надо разделить на: государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации:

1) выполняют  задачи, функции и полномочия, порученные  им государством;

2) они базируются  на государственной собственности;

3) управляются  государством.

  К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культуры, массовой    информации, учреждения здравоохранения и т.д.

  Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому.

  Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления.

  К таким организациям можно отнести объединения граждан - профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации - частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

 Также, предприятия и учреждения являются коллективными (коллегиальными) субъектами административного права.

  Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права.

В отличие от органов исполнительной власти они  не осуществляют руководство, а выполняют  функции в экономической, социально-культурной и иных сферах для удовлетворения материальных , духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

 Таким образом, можно сделать вывод, что в государственном управлении принимают участие различные субъекты административного права, наделенные соответствующими правами и обязанностями, которые позволяют им активно участвовать в общественной жизни, удовлетворять свои материальные и социально-культурные потребности.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004.

2. Административное право России: Учебник/Под ред. Бахрах – М.: НОРМА, 2003.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник./Под ред. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. – М.: Зерцало-М, 2003.

4. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 790 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – 448 с.

6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru

7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01. 1996 г. № 7-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru

8. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru

9. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 28.06.1995 г. № 10-ФЗ// Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru

 


Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права