Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель исследования – изучить институт Президента в Конституции России.
Задачи работы направлены на достижение поставленной цели:
- дать характеристику феномена института Президента в России;
- изучить формирование и развитие института Президента в России в период демократического реформирования;
- рассмотреть Президента как политического лидера;
-сформулировать перспективы развития института Президента в России.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 6
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 6
1.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РФ 13
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. ПРЕЗИДЕНТ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР 27
2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
37. Президент РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема института Президента в России, его полномочий, функций и перспектив значительно актуализируется в настоящее время в связи с развертыванием предвыборной кампании в Российской Федерации. Вместе с тем продолжается процесс реформирования государственного управления в стране, не завершен процесс формирования исполнительной ветви власти. В феврале 2997 года начался новый этап административной реформы, обозначенный новыми назначениями в Правительстве РФ, что наблюдатели связывают с предстоящими выборами Президента. Актуальность темы исследования выражается также в том, что нет ясного представления о том, что ждет Россию после завершения третьего, сомнительно законного президентского срока В. Путина. Президент России В.В. Путин на пресс-конференции 16 февраля, заявил, что и после 2018 года не утратит своего политического влияния.
Степень разработанности темы. Данная тема широко разработана как в научной, так и в периодической политической литературе. Так, при подготовке данного курсового исследования были использованы научные труды и монографии по общей теории государства и права таких ученых, как Еллинек Г., О.А.Жидков, Н.А. Крашенинников, Ильин И.А., Лившиц Р.З., Мамут Л.С., М.Н.Марченко, Тихомиров Ю. А., Хропанюк В.Н.
Данная тема потребовала применения междисциплинарного подхода. Это обуславливается тем, что институт Президента нашел свое отражение и в трудах по политологии, например, таких авторов, как Блондель Ж., Гончаров Д.В, Гоптарева И.Б., Ирхин Ю.В., Рыскова Т.М. и др., и в работах ученых-правоведов, например, А.А. Безуглова, С.А. Солдатова, Венедиктова А.С., Кирсанова Н.В., В. Зорькин и др.
Цель исследования – изучить институт Президента в Конституции России.
Задачи работы направлены на достижение поставленной цели:Методы исследования: системный метод, сравнительный контент-анализ, историко-логический метод.
Объект исследования – институт Президента. Предмет исследования – специфика процесса институализации президентской власти в России.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Политические институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации общественных отношений людей в сфере власти1. Термин «институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1) одним из необходимых условий появления как политических, так и социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации;
2) институт образуется на основе общественных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, групп и иных общностей. Но он, как и другие политические и социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения политические институты могут быть рассмотрены как организованные общественные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы им в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации;
3) третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление политического института. Внешне политический институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт исполнительной власти состоит из определенной совокупности лиц: чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как административные организации, министерства и т.д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый политический институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором позиций и ролей, типичных для данного института. То есть, можно сказать, что политические институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные общественно значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения, политическими интересами и отношениями в системе власти.
Теории государства в зависимости от критерия множественности субъекта главы государства, известны две его формы: единоличная и коллегиальная. Наиболее распространенной является единоличная форма главы государства, выражением которой является выборный президент в республике и наследственный монарх при монархической форме правления. Рассмотрим подробнее понятие указанных институтов и порядок их формирования для того, чтобы далее более детально уяснить особенности института Президента в России.
Власть монарха обычно считается непроизводной от какого-либо органа или избирательного корпуса, власть – от Бога, в силу традиций и т.д.
Конкретные полномочия монарха ограничены законодательством. Большинство конституционных полномочий главы государства в парламентарных монархиях осуществляется другими государственными органами, и, прежде всего, правительством, возглавляемы премьер-министром. Как отмечает А.И.Черкасов, из европейских демократий с монархической формой правления определенными самостоятельными полномочиями в сфере исполнительной власти располагает разве что князь Лихтенштейна, что было им неоднократно продемонстрировано2. Так, монарх по собственной инициативе в 1993 году распустил парламент в ответ на выражение парламентом недоверия главе правительства3.
В Великобритании, в отличие от других парламентских монархий, очень немногие прерогативы короны отменены законами-статутами. Так, формально монарх концентрирует в своих руках огромные полномочия, как бы продолжая соединять все ветви власти. Полномочия монарха делятся на обусловленные законом и т.н. прерогативу – остаток прежней абсолютной власти монарха.
В Японии же, напротив, у императора полностью отсутствуют полномочия государственного управления. Император хоть и номинально, но является главой государства, и фактически Япония является конституционной монархией (хотя, надо признать, нигде в Конституции это не указано) - династия сохранена, трон наследуется по мужской линии.
Восприятие населением
статуса главы государства разл
В юридической литературе выделяются следующие основные черты президента, как главы государства4:
Во-первых, президент
является выборным главой государства,
который может возглавлять
Во-вторых, в организационном аспекте президент никому не подчинен и обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основании и во исполнение законов;
В-третьих, пост президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.
Существуют различные способы избрания президента:
1) голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако, из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется две трети голосов, во втором и третьем – абсолютное большинство, на четвертый выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии для избрания Президента, как и для смещения его Парламентом, необходимы две трети голосов;
2) голосование выборщиков (косвенные выборы). Избиратели голосуют за выборщиков, а те, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет большинство выборщиков;
3) избрание специальной
избирательной коллегией (
4) избрание непосредственно избирателями (Россия, Украина и др.).
5) в результате государственного переворота руководитель хунты сам провозглашает себя президентом5.
Если статус монарха
как главы государства зависит
от разновидности монархической
формы правления, то статус и полномочия
президента определяются разновидностью
республиканской формы
Современные республики делятся на парламентарные и президентские. Основной критерий разграничения – объем полномочий главы государства (президента), порядок формирования правительства и его конституционно-правовой статус.
Статус президента в парламентских республиках (ФРГ, Греция, Индия, Чехия, Турция, Австрия и др.) в значительной мере напоминает статус монарха в парламентарной монархии. Полномочия главы государства в большинстве своем осуществляются с согласия и по инициативе правительства. Но президент здесь – совсем не исключительно номинальный глава государства. Существует масса примеров, когда президент в парламентских республиках в определенных ситуациях может противопоставить себя правительству в интересах нации. Так, А.И.Черкасов приводит примеры, что в конце 2003 года президент Италии отказался подписать одобренный обеими палатами парламента закон о регулировании рынка СМИ, вернув его с большим количеством замечаний6. Закон касался в основном телевидения и содержал возмутительные, по мнению представителей СМИ, положения о том, что в одних руках сосредотачивалось управление тремя и более телеканалами. Аналогичным образом в мае 2004 года президент Турции А.Неджет Сезер наложил вето на принятый парламентом по инициативе происламского правительства закон, облегчающий выпускникам религиозных учебных заведений поступление в университеты и тем самым усиливающий влияние исламистов на образование.
Очень значительную роль глава государства – президент – играет в механизме исполнительной власти президентских республик (США, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Египет и др.).
Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства, внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Как верно отмечает М.Н.Марченко, президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента7.
США представляют классическую модель президентской республики. В условиях жесткого разделения властей эффективность осуществления ряда конституционных полномочий американского президента во многом зависит от способности главы государства добиться поддержки своим мероприятиям со стороны Конгресса. Единство исполнительной власти в президентской республике является эффективным способом стремительно реагировать на различные кризисные ситуации, особенно краткосрочные. Но в американской модели есть свои недостатки, важным из которых является то, что законодательная и исполнительная власть часто не могут найти компромисс, поскольку отсутствует действенный механизм разрешения противоречий между данными ветвями власти.