Президент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить институт Президента в Конституции России.
Задачи работы направлены на достижение поставленной цели:
- дать характеристику феномена института Президента в России;
- изучить формирование и развитие института Президента в России в период демократического реформирования;
- рассмотреть Президента как политического лидера;
-сформулировать перспективы развития института Президента в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 6
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 6
1.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РФ 13
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. ПРЕЗИДЕНТ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР 27
2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Такие полномочия Президента вытекают также из конституционно закрепленной функции главы государства обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент дает согласие, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов  исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют  программу Президента. Президент  назначает Председателя Правительства  Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства17.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность. Срок этого акта в Конституции не установлен. В Федеральном законе о выборах Президента РФ (ст. 82) закрепляется, что избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов.

Вступление Президента в должность связано с актом  принесения Президентом присяги, текст  которой определен в Конституции. Важной характеристикой присяги  является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент, в чем он дал клятву. Предусмотренные в ст. 93 Конституции основания отрешения Президента от должности связаны с нарушением присяги.

Конституция не предусматривает принесения присяги лицами, исполняющими обязанности  Президента в случае досрочного прекращения  полномочий избранного Президента и  временно исполняющими такие полномочия18. Не предусмотрено также повторного принесения присяги в случае принятия в течение срока полномочий Президента РФ новой Конституции. В Конституции не урегулирован и вопрос о том, как быть в таком, хотя и гипотетическом, но все же возможном случае, если лицо, избранное Президентом, откажется принести присягу. К примеру, если Президентом избрано лицо, проводящее свою избирательную кампанию под лозунгом необходимости принятия новой Конституции с иным набором принципов. В таком случае, очевидно, избранное лицо не может вступить в должность и выборы должны быть признаны не имевшими место.

Именно с момента принесения присяги Президент вступает в  должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость  принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.

Имеется специальный  Протокол, регламентирующий порядок  вступления в должность Президента. Председатель ЦИК оглашает постановление  об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда РФ. После этого Председатель Совета Федерации возлагает на Президента цепь со знаком Президента. Этот Знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному Президенту. (Указ Президента РФ «Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации» от 27.07.1999 г.)19. Вступление в должность Президента транслируется по каналам ТВ, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.

Символом президентской власти является также штандарт (флаг) Президента. Описание и порядок его использования  установлен Указом Президента от 15 февраля 1994 г. Оригинал штандарта находится в служебном кабинете Президента в Кремле. Дубликаты поднимаются на резиденции Президента в Москве и других местах нахождения Президента, на транспортных средствах Президента.

 Предусмотренная в  ч. 2 ст. 82 Конституции РФ торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующем о высоком статусе главы государства. Присяга приносится в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда.

Президент также представляет кандидатуру  для назначения Государственной  Думой председателя Центрального банка  и ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности. Это  полномочие Президента связано с  реализацией его функций по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, составной частью их обеспечения является единство денежной системы государства, защита и обеспечение устойчивости рубля, что входит в задачу Центрального банка РФ.

Функции Президента как Верховного главнокомандующего обусловливают  отнесение к его компетенции  таких полномочий, как утверждение  военной доктрины РФ, назначение и  освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, Президент  формирует и возглавляет Совет Безопасности - совещательный орган при Президенте, включающий ряд высших должностных лиц - министров обороны, иностранных дел, внутренних дел и ряда других, назначаемых Президентом.

Президент как глава государства  призван обеспечивать согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции). А одним из принципов федеративного устройства России является единство системы государственной власти (ст. 5 Конституции).

Статья 85 Конституции РФ (ч. 1) устанавливает полномочия Президента, связанные с разрешением разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

В статье 86 Конституции РФ определены основные полномочия Президента во внешнеполитической сфере, касающиеся отношений РФ с различного рода международными организациями, а также с отдельными странами. Исходными основаниями для такого рода полномочий является право главы государства определять основные направления внутренней и внешней политики.

Предусмотренные в п. «а» статьи 89 полномочия Президента по решению вопросов гражданства РФ получают свою конкретизацию в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». В настоящее время действует ФЗ от 31 мая 2002 г. В соответствии со ст. 29 данного закона Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ (при условии решения этих вопросов в общем, а не в упрощенном порядке другими органами); отменяет решения по вопросам гражданства, если такое решение было принято самим Президентом. По вопросам гражданства Президент издает указы. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится новая редакция Федерального Закона «О гражданстве», видимо, после вступления в силу эта редакция изменит существующее положение вещей в данной сфере20.

К полномочиям Президента отнесено также решение вопросов о предоставлении политического убежища. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. было утверждено «Положение о порядке предоставлении Российской Федерацией политического убежища», в котором урегулированы все связанные с этим вопросы.

В пункте «в»  статьи 89 закреплено право Президента на помилование осужденных, выражающееся либо в полном освобождении от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения  осужденного к Президенту. Ранее  действовала на общественных началах  Комиссия по вопросам помилования при  Президенте. В настоящее время  предварительное рассмотрение обращений  заключенных о помиловании осуществляется соответствующими комиссиями в субъектах РФ. Вопросы о помиловании, осужденных к смертной казни, Президент рассматривает обязательно, даже при отсутствии обращения осужденного21.

В ч. 2 ст. 92 Конституции РФ названы три основания досрочного прекращения полномочий Президента. Первое основание - отставка, которая осуществляется по добровольному личному заявлению об этом Президента. О такой своей добровольной отставке 31 декабря 1999 г. заявил в обращении к гражданам России первый Президент РФ Б.Н.Ельцин.

Выводы к 1 главе

 

В качестве выводов по данной главе исследования можно отметить следующее.

Институт Президента является уже довольно прочно сложившейся  формой организации общественных отношений людей в сфере власти. Он сложился на основе устоявшийся общественных связей,  определяющих особенности управления тем или иным государством. Указанный институт характерен для стран с республиканской формой правления. Для России, равно как и для Франции, Казахстана, Украины, Польши, Ливана и др., характерна полупрезидентская республика, суть которой сводится к тому, что президент обладает сильной властью, осуществляемой в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в чисто президентских республиках.

История формирования института Президента в России имеет продолжительную историю. Впервые данный термин зафиксирован в документах 1699 года. Затем понятие «президент» претерпевало определенные изменения и трансформации. Только в 1991 году начался процесс формирования института Президента России в современном понимании.

В настоящее время  Президент России – это глава  нашего государства и гарант Конституции. Он обладает властными полномочиями, правами и обязанностями,  определяющими  его конституционно-правовой статус первого лица государства.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА  ПРЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Президент как политический лидер

 

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства.

Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закреп­ленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В политике формальный, институциональный  аспект является ведущим. В современном  обществе, как писал еще Л. Фейхтвангер, “власть даже пустого человека наполняет содержанием”22.

Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве  современной России продолжает принадлежать административно-политической элите (высшему  персоналу государственно-административных органов).

Слово “лидер” в переводе с английского (leader) означает “ведущий”, “руководящий”23.

Лидером можно стать  либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу24.

Политическое лидерство  существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

1. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.

2. Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповых интересах, как в первом случае. В этом отношении лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части населения, поддерживающей данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания.

3. Лидерство как способ организации власти в условиях существования разделения властей, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего самосознания. Политическое лидерство предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и “ведомых”, т.е. ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества25.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу.

В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны

Информация о работе Президент РФ