Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:03, курсовая работа
Административное право – это важная отрасль права, которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно - юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
2
1. Принципы административного права……………………………….
3
1.1. Конституционные принципы административного права…...
13
1.2. Организационно-функциональные принципы
административного права………………………………………....
17
2. Соотношение административного права с другими отраслями права………………………………………………………......................
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
28
Главным назначением принципов административного права является установление характера административно-правового регулирования конкретных общественных отношений, закрепление особого правового режима реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий конкретных субъектов административного права.
Принципы административного права — это обобщенные нормы, которые отражают главные характерные черты, а также выделяют основное содержание административного права. При этом они имеют не только чисто юридический вес, но и особое политическое и моральное значение. Принципы необходимы для законного и эффективного функционирования системы административно-правовых отношений, а также других отраслей современного российского права. Принципы отражают коренные интересы субъектов административного права (граждан, государственных органов, их служащих и пр.). С субъективной точки зрения участников административно-правовых отношений, принципы административного права отражают публичные интересы, а также уровень осознания субъектами права закономерностей правоотношений, своих интересов и интересов общих.
Обычно принципы права подразделяются на общие принципы и принципы его институтов [24, с. 34—45.]. Общие принципы административного права базируются на основных началах права, отражают его сущностные элементы, закономерности создания и развития механизма правового регулирования. Вместе с тем практически каждый административно-правовой институт (не говоря уже о подотраслях административного права) содержит собственные принципы (институциональные), которые характеризуют основные начала построения правовой системы на уровне конкретных административно-правовых отношений (например, принципы института аттестации государственных служащих, принципы государственной службы, принципы производства по делам об административных правонарушениях). Принципы отдельных административно-правовых институтов как особых нормативных систем, характеризующихся однородностью регулируемых отношений и специфическими особенностями проявления административно-правового метода регулирования, содержат в себе основные положения общих принципов административного права как правовой отрасли. Принципы институтов административного права в разной степени призваны конкретизировать, уточнять и развивать действие общих принципов административного права. Конкретное содержание институциональных принципов административного права «индивидуализировано спецификой управленческой среды, в которой и реализуется тот или иной комплекс правовых норм и правоприменительных актов» [24, с. 45.].
В административно-правовой литературе
вопросам общих принципов административного
права уделено, к сожалению, мало внимания.
В современной учебной литературе обычно
выделяются следующие принципы: демократизм
нормотворчества и реализации права; равенство
граждан перед законом и правоприменителем;
взаимная ответственность государства
и личности; гуманизм; законность [12, с.
32—35]. Ю. А. Тихомиров относит к принципам
административного права следующие: 1)
иерархичность построения субъектов административного
права и их отношений; 2) подзаконность
деятельности; 3) функционально-
Общие принципы административного права выражают его юридическую природу, характеризуют сущность механизма административно-правового регулирования, конкретизируют конституционные положения административно-правового характера относительно функционирования исполнительной власти, государственной службы, правоприменения и контрольно-надзорной деятельности в государстве, показывают место и роль административного права во всей правовой системе, подчеркивают его социальное назначение и роль. Общие принципы административного права являются основой, на которой формируются принципы институтов и подотраслей административного права.
Цели и принципы административного права разграничиваются в учебнике Д. Н. Бахраха. Среди принципов административного права он выделяет эффективность, законность, демократизм и федерализм. Указанные принципы раскрываются Д.Н. Бахрахом посредством целей административного права. Например, принцип эффективности раскрывается через создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти в качестве важнейшего инструмента обеспечения потребностей граждан, государства и государственного аппарата; принцип демократизма характеризуется целью обеспечения демократической организации исполнительной власти (государственной администрации); принцип законности проявляется в обеспечении защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, небрежности, некомпетентности [6, с. 8—9.].
Поскольку одной из целей административного права является формирование эффективной исполнительной власти и государственного управления, обеспечение порядка в сфере управления, публичных интересов и прав и свобод граждан, то и принципы административного права обязательно должны включать в свое содержание главнейшие характеристики организации и функционирования государственных органов и государственной власти в целом.
Административное право создается и
развивается как средство правовой регламентации
управленческих отношений в системе социального
управления, следовательно, сами управленческие
отношения должны стать исходным началом
в определении принципов административного
права.
В.А. Юсупов, обосновывая роль и значение
административного права в теории и практике
управления, подчеркивал, что в принципах
административного права интегрируются
как общие начала права, так и основные
идеи организации управления. Под принципами
административного права ученый понимает
основные начала (комплексы идей), которые
характеризуют его содержание, закрепляют
закономерности развития и определяют
механизм административно-правового регулирования
управленческих отношений [24, с. 32—33.].
Он также отмечает, что принципы административного
права формируются под воздействием двух
основных начал: 1) управленческие и социальные
потребности; 2) диалектика идей о путях
и формах государственного строительства.
В определениях принципов права в целом и принципов административного права нельзя не увидеть органической связи. Принципы права — это интегративные элементы в самом праве [4, с. 111.]. Принципы права — это «идейная пружина» всего механизма правового регулирования, основные начала, характеризующие содержание норм и правоприменительных актов, показывающие главные направления их функционального воздействия на общественные отношения [3, с. 261— 262].
Можно говорить о принципах-идеях административного права. К ним относятся идеи правовой государственности, эффективности и разумности государственного управления, гуманизма действия административно-правовых норм, демократии, равенства всех субъектов права, справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом. Следовательно, с принципами административного права должны считаться основные идеи, на которых построен механизм административно-правового регулирования. Принципы административного права отражают глубинные связи и закономерности, находящиеся в недрах системы управления и управленческой деятельности или связанные с осуществлением управленческих функций.
Административное право строится на
таких принципах, которые свойственны:
1) организации государственного управления
и местного самоуправления (принципы так
называемого организационного административного
права); 2) функционированию государственного
управления и местного самоуправления
(принципы государственной и муниципальной
службы); 3) процессу управления (управленческим
процедурам), т. е. процессу совершения
административных действий; 4) административно-
Принципы административного права объединяют общими идеями все входящие в него институты и подотрасли; это законность управления, судебная защита прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений публичного управления, неотвратимость ответственности за нарушение и т. д. Например, институты государственной службы, правового акта управления и административной ответственности должностных лиц во многом базируются на одних и тех же принципах административного права, а именно на обеспечении законности управленческой деятельности, демократизме, соответствии форм и методов управления целям и задачам управления и пр.
Советская юридическая наука в системе принципов советского административного права выделяла следующие: 1. Принцип социалистического демократизма, который проявляется: а) в общенародном характере воплощаемой в нормах советского административного права государственной воли; в праве трудящихся принимать участие в обсуждении проектов нормативных актов в области управления; в праве общественных организаций издавать в определенных случаях акты управления, имеющие обязательную силу для государственных и общественных организаций и граждан; б) в административноправовых нормах, определяющих порядок организации и деятельности органов государственного управления и направленных на обеспечение постоянного и активного участия в нем трудящихся, на дальнейшее развитие демократии; в) в предоставлении ряду общественных организаций права самостоятельного отправления исполнительных и распорядительных функций в отдельных отраслях управления; г) в равенстве граждан перед административным законом; д) вправе обжалования действий органов управления и должностных лиц;
2. Принцип демократического
3. Принцип плановости. Принцип плановости закреплялся в нормах административного права и проявлялся: а) в обязанности органов, учреждений и организаций руководствоваться в своей деятельности планом, в требовании реального выполнения плановых заданий; эта обязанность конкретизируется в нормах административного права, направленных на обеспечение плановой дисциплины, стимулирование материальной заинтересованности коллективов социалистических организаций и каждого отдельного работника в выполнении планового задания; б) в строгой ответственности руководителей и других должностных лиц, хозяйственных организаций, министерств и ведомств за невыполнение планов и заданий;
4. Принцип гуманизма. Гуманность советского административного права, по мнению Коренева А.П., особенно ярко выражалась: а) в методах и способах осуществления советского государственного управления и реализации норм административного права; среди них основное место занимают убеждение и воспитание, а принуждение играет лишь вспомогательную роль, его сфера в социалистическом обществе постоянно сужается; б) в отсутствии в системе административных взысканий, применяемых к правонарушителям, мер, имеющих целью причинение тяжких физических или душевных страданий, а также в том, что некоторые из административных взысканий близки по своему характеру к мерам чисто воспитательного воздействия (например, предупреждение); в) в ряде административноправовых норм, касающихся отдельных отраслей управления — здравоохранения, социального обеспечения, народного образования и др.;
5. Принцип единства равных прав и равных обязанностей. Для административного права он имеет особенно важное значение, так как нормами административного права определяется положение личности в сфере государственного управления. Этот принцип проявляется: а) в признании всех граждан субъектами административного права (административно-правовой статус граждан немыслим без единства прав и обязанностей); б) в соответствии принципа равноправия граждан принципу равенства их обязанностей; административное право не признает привилегированного положения каких-либо общественных групп;
6. Принцип социалистического
7. Принцип социалистической