Принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Административное право – это важная отрасль права, которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно - юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
2
1. Принципы административного права……………………………….
3
1.1. Конституционные принципы административного права…...
13
1.2. Организационно-функциональные принципы
административного права………………………………………....

17
2. Соотношение административного права с другими отраслями права………………………………………………………......................

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
28

Файлы: 1 файл

КУРС Принципы АП.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы последнего определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что касается норм административного права, то они регулируют государственно-служебные отношения, а именно: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, полномочия должностных лиц в организации трудового процесса и др.

Административное право граничит с финансовым правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежной массы в государственных интересах имеет большое значение и характеризуется специфическими особенностями [2, с. 141].

С рядом норм уголовного права связано содержание норм административного права об ответственности за административные правонарушения. Так, КоАП устанавливает административную ответственность должностных лиц, а нормы уголовного законодательства — их уголовную ответственность.

Отграничение административного права от иных отраслей, которые так или иначе с ним связаны, характеризует его самостоятельное значение. Вместе с тем соотношение административного права со смежными отраслями права свидетельствует об их взаимосвязи в единой системе права.

От административного права как отрасли права необходимо отличать административное законодательство, которое является составным элементом законодательства Республики Беларусь. Если административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых эти нормы находят свое внешнее проявление.

Особенности административного права (своеобразие административно-правового метода регулирования) обусловлены спецификой государственного управления как юридически властной деятельности, которая осуществляется исполнительными и иными государственными органами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ принципов административного права играет важную роль при рассмотрении основополагающих вопросов административного права.

Принципы административного права — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

При классификации принципов административного права целесообразно выделять конституционные (политико-юридические) и организационно-функциональные принципы.

Среди конституционных принципов административного права выделяют принцип законности, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении, принцип равенства граждан перед законом и принцип гуманизма.

Организационно-функциональные принципы административного права включают принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих, принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению, принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления, принцип гласности в осуществлении государственного управления, принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты, принцип обязательного учета научных основ организации государственного управления.

Административное право как отрасль права не может функционировать без взаимодействия с нормами иных отраслей права.

Наиболее тесные связи административного права складываются с отраслями публичного права и прежде всего с конституционным правом. Административное право берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.

Административное право достаточно тесно связано с гражданским правом, прежде всего потому, что эти отрасли регулируют отношения имущественного характера. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Административное право граничит с финансовым правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод.

Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом.

С рядом норм уголовного права связано содержание норм административного права об ответственности за административные правонарушения.

Отграничение административного права от иных отраслей, которые так или иначе с ним связаны, характеризует его самостоятельное значение. Вместе с тем соотношение административного права со смежными отраслями права свидетельствует об их взаимосвязи в единой системе права.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Административное  право  зарубежных  стран:   Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. – М.,  1996.
  2. Административное право Украины. 2-е изд., перераб. и доп.  [Учебник для студентов высш. учеб. заведений юрид. спец. / Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др.]; Под ред. проф. Ю.П. Битяка. — Харьков: Право, 2003. — 576 с.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 ч. Т.1. М., 1982. – 384 с.
  4. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. – 211 с.
  5. Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.:ЗЕРЦАЛО, 1997.
  6. Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – 640 с.
  7. Бельский К.С. Феноменология административного права. – Смоленск, 1995.
  8. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России // Государство и право. – 1999. – №5. – С.80-88.
  9. Веделъ Ж. Административное право Франции. М., 1973. – 412 с.
  10. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – 622 с.
  11. Иванов Р.Л. О понятии принципов права // Вестник Омского университета. – 1996. - Вып. 2. - С. 115-118.
  12. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. – M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. — 280 с.
  13. Коренев А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970. – 174 с.
  14. Коренев А.П. Принципы советского административного права. 
    // Правоведение. - 1967. - № 3. - С. 72 – 78.
  15. Князев С.Д. Современные принципы административного права  
    России: Понятие, значение, виды // Правовая политика и правовая жизнь. -2003. - № 2. - С. 74 – 87.
  16. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 608 с.
  17. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.
  18. Россинский Б.В. Административное право: Учебное пособие в схемах. - М.: Новый юристъ, 1998. – 176 с.
  19. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.
  20. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002. — 728 с.
  21. Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь. – Могилев: Могилевская областная типография, 1999. – 172 с.
  22. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть. (Учебное пособие). – Минск: Финадо, 1997.
  23. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М., 2001. - 652 с.
  24. Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985. – 318 с.

 

 


Информация о работе Принципы административного права