Принципы административного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное исследование фундамента, на котором строится административное производство, сущности каждого принципа и важности целостности и взаимосвязанности всех «начал» вместе взятых.
Исходя из цели работы, вытекают следующие задачи, которые я постараюсь решить посредством данного исследования:
- дать краткую характеристику объекта исследования, рассмотреть его понятие, участников, стадии;
- конкретизировать предмет рассмотрения - принципы административного производства, дать их характеристику, выяснить их актуальность и последствия не соблюдения;
- проанализировать источники административного права на предмет отражения данных принципов в административных нормах.

Содержание работы

Введение
3
1. Общая характеристика административного производства
5
1.1. Понятие административного производства
5
1.2. Участники административного производства
9
1.3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
12
2. Принципы административного производства
15
2.1. Понятие и классификация принципов производства об административных правонарушениях
15
2.2. Характеристика принципов административного производства
18
Заключение
26
Глоссарий
28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

Участники, ведущие административный процесс, перечислены в Главе 3 Раздела II ПИКоАП.

Субъекты, имеющие личный интерес в деле, - это лица, привлекаемые к ответственности, потерпевшие и их законные представители. В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право знакомиться с  материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью  адвоката; выступать на родном языке  и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором  ведется производство; обжаловать постановление  по делу.

Дело  об административном правонарушении рассматривается  в присутствии лица, привлекаемого  к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может  быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном  его извещении о месте и  времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство  об отложении рассмотрения дела. При  рассмотрении некоторых категорий  дел присутствие лица, привлекаемого  к ответственности обязательно: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах или  появление в пьяном виде и др.. В случае его уклонения от явки по вызову органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто  приводу.

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление об административном правонарушении.

Свидетелем по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители) вправе представлять законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или если в силу своих психических и физических недостатков они не могут сами осуществлять свои права по делу об административном правонарушении.

Адвокат может участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Полномочия  адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Адвокат  имеет право знакомиться с  материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего  его, приносить от его имени жалобы на постановления по делу.

Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Имеет право знакомиться с материалами дела, присутствовать при рассмотрении дела, заявлять ходатайства и др.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод [4, с.233].

Как видно  из краткого обзора участников административного  производства, у каждой категории  имеются наряду с обязанностями  определенные права, которые появляются так же благодаря реализации ряда принципов, подлежащих рассмотрению во второй части работы.

Данная  группа участников административного  процесса перечислена в Главе 4 Раздела II ПИКоАП.

 

1.3 Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство  по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного  процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся  специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

По своей  структуре производство по делам  об административных правонарушениях  напоминает уголовный и гражданский  процессы, но оно проще их и поэтому  в нем меньше процессуальных действий и его структура не усложнена.

Большинство ученых (Бахрах Д.Н., Бенедик И.В., Забелов С.М., Забелов П.С., Коренев А.П.) придерживаются точки зрения, что производство по делам об административных правонарушениях включает в себя четыре стадии:

– возбуждение административного дела (вопроса) и его расследование;

– рассмотрение дела и принятие постановления по делу;

– обжалование и опротестование решения;

– исполнение решения.

Наряду  с общими задачами стадии производства имеют свои собственные задачи и  особенности.

Возбуждение управленческого дела и его расследование относятся к компетенции уполномоченного на то государственного органа (должностного лица), общественного объединения и его представителей, а также граждан. Возбудивший дело расследует его, т.е. собирает необходимые по делу материалы, данные, подтверждающие актуальность и важность возбужденного дела, и направляет дело в компетентный орган. Последний выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к рассмотрению по существу и т.д.

Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). В стадии рассмотрения исследуются все обстоятельства, а в случае необходимости собираются дополнительные материалы. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление объективной истины по нему. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения, а также способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций.

Обжалование и опротестование решения. Участники производства, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение может быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения. В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:

– решение оставляется без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения;

– решение отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение;

– решение по делу подвергается изменению;

– решение отменяется, и дело прекращается.

Исполнение решения. Эта стадия является завершающей. Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять меры по принудительному исполнению. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности для приведения их в исполнение [5, с.224].

Указанные стадии являются общими стадиями административного  производства. Они присущи всем видам административных производств. Вместе с тем в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.

Следует отметить, что особой точки зрения придерживается М.Я. Масленников, который выделяет пять стадий производства: 1) возбуждение дела; 2) рассмотрение дела по существу и вынесение постановления по делу; 3) обжалование или опротестование постановлений; 4) исполнение постановлений; 5) пересмотр постановлений, вступивших в законную силу [6, с.12].

Украинский  правовед Миколенко А.И. приводит мнение своих соотечественников В.К. Колпакова и О.В. Кузьменко, которые выделяют наряду с административным расследованием также стадию возбуждения дела [7, с.153].

Ряд авторов  вместо понятия «административное  расследование» использует при характеристике первой стадии производства понятие «возбуждение дела».

Как видно, существуют различные точки зрения на структуру административного  производства. В связи с тем, что  на каждой стадии производства доминируют свои принципы, можно отметить и  различные подходы к их определению.

 

2. Принципы административного производства

2.1. Понятие и классификация принципов  производства об административных  правонарушениях

Рассмотрев  в предыдущей части работы общую  характеристику производства об административных правонарушениях, перейдем к рассмотрению принципов данного производства.

Как видно  из этимологии слова «принцип» (с  лат. «начало») – это нечто основополагающее, в современном понимании, принцип – это правило поведения, норма.

Под принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать закрепленные в законе господствующие в государстве политические и  правовые идеи, основополагающие начала или руководящие идеи, положенные в основу организации и функционирования системы административной юрисдикции и определяющие направленность и  структуру этого производства в целом, его форму и содержание [7, с.136].

Наряду  с общими принципами, которые присущи  всему административному процессу или административно-юрисдикционному  процессу (законности, равенства граждан  перед законом, оперативности и  т.п.), производству по делам об административных правонарушениях присущи и свои собственные принципы (публичности, диспозитивности, устности, экономичности  и т.п.). Также, несмотря на то, что  одни и те же принципы характеризуют  различные административно-юрисдикционные производства, они по-разному проявляются в этих производствах.

В КоАП [2, ст.1.1] и ПИКоАП [3, ст.1.1] закреплено положение о том, что данные Кодексы основываются на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Данная норма проходит «красной нитью» через всё законодательство белорусского государства, начиная с самой Конституции Республики Беларусь: “Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» [1, ст.8].

В Республике Беларусь основные принципы административного  процесса, важнейшей частью которого является административное производство, закреплены в ПИКоАП [3, ст.2.2 – ст.2.16]:

  • законность при осуществлении административного процесса;
  • обеспечение защиты прав и свобод;
  • неприкосновенность личности;
  • уважение чести и достоинства личности, деловой репутации;
  • неприкосновенность жилища и иных законных владений;
  • презумпция невиновности;
  • обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административное производство;
  • публичность административного процесса;
  • всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
  • язык, на котором ведется административный процесс;
  • равенство перед законом, равенство защиты прав и интересов;
  • независимость судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • открытое рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • прокурорский надзор за исполнением законов при ведении административного процесса;
  • право обжалования процессуальных действий, постановлений.

Рассмотрение принципов административного  производства осложняется наличием большого количества точек зрения по данному вопросу. В подтверждение выше сказанного приведем в пример Кодекс Украины об административных правонарушениях, в котором нет точного определения принципов административного процесса, а их выделение можно произвести условно, после анализа целого ряда норм, однако принципами их можно назвать только теоретически.

При классификации  принципов административного производства ряд ученых выделяют две обширные группы:

  • производство по делам об административных правонарушениях представляет собой разновидность исполнительно-распределительной деятельности, поэтому в ней действуют общие принципы управления, например: законности, демократизма, оперативности и др.
  • одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту и др.

По мнению российского правоведа Осинцева Д.В., более узко, в пределах юрисдикционной деятельности, принципы административного производства можно условно разделить на три группы:

  • свойственные всей системе права;
  • определяющие процессуальную деятельность;
  • характерные для определенного вида производств.

Первая  группа традиционно объединяет принципы законности, защиты прав граждан и  публичного интереса, гласности, материальной истины, равенства сторон (участников производства, действующих в условиях состязательности), государственного (национального) языка, самостоятельности  принятия решений представителями  власти.

Вторая  группа включает принципы оперативности  процесса, его двустепенности, ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение производства, экономичности процесса.

Третья  группа объединяет принципы устности, всесторонности и непосредственности выяснения обстоятельств дела, неприкосновенности личности, обеспечения права на защиту, презумпции невиновности, состязательности, контроля за деятельностью административных инстанций, эффективности применения административных наказаний. 

2.2. Характеристика принципов административного  производства

В данной части работы охарактеризуем применимость вышеперечисленных принципов к  административному производству:

1. Принцип законности.

Информация о работе Принципы административного производства