Принципы административного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное исследование фундамента, на котором строится административное производство, сущности каждого принципа и важности целостности и взаимосвязанности всех «начал» вместе взятых.
Исходя из цели работы, вытекают следующие задачи, которые я постараюсь решить посредством данного исследования:
- дать краткую характеристику объекта исследования, рассмотреть его понятие, участников, стадии;
- конкретизировать предмет рассмотрения - принципы административного производства, дать их характеристику, выяснить их актуальность и последствия не соблюдения;
- проанализировать источники административного права на предмет отражения данных принципов в административных нормах.

Содержание работы

Введение
3
1. Общая характеристика административного производства
5
1.1. Понятие административного производства
5
1.2. Участники административного производства
9
1.3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
12
2. Принципы административного производства
15
2.1. Понятие и классификация принципов производства об административных правонарушениях
15
2.2. Характеристика принципов административного производства
18
Заключение
26
Глоссарий
28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

Данный  принцип имеет первоочередное значение для осуществления производства по делам об административных правонарушениях и основан на требованиях Конституции [1, ст.7], имеет свое отражение в ПИКоАП [3, ст.2.2].

Процедура осуществления административного  производства  должна реализоваться  строго согласуясь с буквой закона. Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное взыскание  может быть наложено только компетентными  на то органами (должностными лицами). Существует возможность обжалования  решения по делам об административных правонарушениях и целая система  надзорных органов, следящих за соблюдением  законности. Необходимо соблюдать как  материальные, так и процессуальные нормы законодательства.

Данный  принцип выражается в том, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом. Это значит, что такие меры могут быть применены только к лицам виновным в совершении административного проступка. Данный принцип лишает силы решения, принятые в противоречии действующему законодательству и влечет определенную законом ответственность за допущенные нарушения. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Принцип законности - универсальный, его требования должны выполняться от начала до завершения производства и обязательны в равной степени для всех его стадий. Частная его конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам административного обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Его сущность состоит в том, что применение норм материального права или  иная форма реализации во всех случаях  должны быть законными. Нормы реализуются  в строгом соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными  нормами, т.е. в административном производстве законность выступает в качестве требования строго соблюдать определенный порядок претворения в жизнь правил материальных норм административного и других отраслей права. Законность предполагает также охрану прав и законных интересов участников административного производства. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административного производства последний может обжаловать незаконные действия. В соответствии с принципом законности особое внимание административно-процессуальным законодательством обращается на охрану прав и законных интересов граждан. В этих целях для охраны и защиты личных прав, свобод и законных интересов граждан установлена по управленческим делам судебная защита, т.е. незаконные действия могут быть обжалованы гражданином в суде. Кроме судебного существует административный порядок обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лип и других субъектов управления [5, с.87].

Принцип законности предъявляет требование ко всем участникам административного  производства соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, содержащие такие процессуальные нормы. Естественно, подобное требование предъявляется к гражданам, а также к другим индивидуальным и коллективным субъектам производства по делам об административных правонарушениях. Зачастую сложность реализации данного принципа на практике состоит в том, что в законодательстве содержится большое количество пробелов, имеющих самое непосредственное отношение именно к административно-процессуальной деятельности. К примеру, в производстве по делам об административных правонарушениях не регламентирована процедура рассмотрения ходатайств участников производства; в дисциплинарных производствах по административному праву не указываются реквизиты решения, выносимого по делу и т. п. Следовательно, при отсутствии необходимых положений законодательства, соблюдение их представляется невозможным.

Не соблюдение этого принципа может нести как  административные, так и уголовные  последствия.

2. Принцип равенства. 

Данный  принцип является не менее важным, чем предыдущий. Принцип равенства  берет свое начало в Конституции Республики Беларусь, нормах международного права. В ПИКоАП он сформулирован следующим образом: «Все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов» [3, ст.2.12].

Административное производство осуществляется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица в административном производстве равны перед законом независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

3. Принцип оперативности.

Необходимо  соблюдать краткость материально-правовых и процессуально-правовых сроков в  сфере административной ответственности, принцип неотвратимости административной ответственности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного взыскания.

Подготовка  дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня  начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической  безопасности, окружающей среды и  порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса [2, ст.10.1].

Кроме того, для судов и органов ведущих  административное производство, установлены  определенные сроки рассмотрения дел [2, ст.10.3;ст.11.2].

4. Принцип непосредственности.

Он состоит  в требовании присутствия лица, совершившего административное правонарушение, на рассмотрении своего дела, его законных представителей, устного производства компетентным органом, объявления вынесенного постановления по окончанию процесса [3, ст.4.1; ст.11.11].

5. Принцип гласности. 

Дела  об административных правонарушениях  рассматриваются открыто, могут привлекаться представители общественности, трудовых коллективов [3, ст.2.14].

Однако, в некоторых случаях от данного  принципа можно отступить: закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении допускается в целях  предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну. [3, ст.2.14, ст.10.8], соблюдения безопасности участников производства [3, ст.2.8].

6. Принцип состязательности.

Состязательность  проявляется в разделении функций  защиты и обвинения. И тот и  другой элементы процесса могут характеризовать  как сторону привлекаемого к административной ответственности лица, так и сторону потерпевшего. Органы, рассматривающие дело, обязаны учитывать позицию участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения участников процесса.

7. Принцип объективности истины.

При осуществлении  производства по административным правонарушениям доказыванию и оценке подлежат;

- факт совершения правонарушения;

- виновность (или невиновность) лица, привлекаемого к административной ответственности;

- смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;

- основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;

- основания для прекращения производства по делу.

Доказательства  по делу оцениваются соответствующим  органом (должностным лицом) по внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. [3, ст. 2.10; ст.6.13].

Более того, предусматривается административная ответственность за вмешательство  в рассмотрение дела, с целью воспрепятствовать  всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела [2, ст. 23.3]

8. Принцип  двустепенности.

Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении [3, ст.2.16].

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении определен в главе 7 ПИКоАП.

9. Принцип диспозитивности. 

Участники административно-юрисдикционного производства по собственному усмотрению могут распоряжаться  своими правами; обращаться или не обращаться с жалобами в органы административной юстиции, знакомиться или не знакомиться  с материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях [2, ст. 2.3.; ст.4.*; ст.10.28].

10. Принцип устности.

Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или  письменным. Устное заявление заносится  в протокол [3, ст.9.2.].

На стадии рассмотрения дела, участники производства по делам об административных правонарушениях дают устные объяснения, которые записываются в соответствующие протоколы.

11.  Принцип неприкосновенности  личности, жилища.

Никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований  и в нарушение порядка, установленного ПИКоАП. Судья, прокурор, орган, ведущий  административный процесс, обязаны  немедленно освободить всякого незаконно  задержанного, административно арестованного  свыше срока, предусмотренного законом  или постановлением о наложении  административного взыскания. Никто  из участвующих в административном процессе физических лиц не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Содержание физического лица, задержанного за административное правонарушение или административно арестованного, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья [3, ст.2.4].

Неприкосновенность  жилища и иных законных владений гарантируется  законом. Никто не вправе войти в  жилище и иное законное владение лица против его воли. Производство процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по основаниям и в  порядке, установленным ПИКоАП [3, ст.2.6].

12. Принцип презумпции невиновности.

Принцип презумпции невиновности означает, что  лицо, в отношении которого ведется  производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в  законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим  дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его  пользу.

Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении  о наложении административного  взыскания, не могут основываться на предположениях. Сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу [3, ст.2.7].

13. Принцип родного языка.

Производство  ведется на русском или белорусском  языках – государственных языках Республики Беларусь.

Участнику административного производства, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется административный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении на родном языке или на языке, которым он владеет. В этих случаях, а также при ознакомлении с делом об административном правонарушении он вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном ПИКоАП.

Постановление суда, органа, ведущего административное производство, в установленном ПИКоАП порядке, вручается лицу, в отношении которого ведется административный процесс, его законному представителю, защитнику, представителю в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют [3, ст.2.11].

14. Принцип экономичности и эффективности

Данный  принцип направлен на обеспечение такой организации административного производства, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту без излишнего обременения участников процесса. Экономичности и эффективности во многом способствуют установленные законодательством точные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу (вопросу) решение.

Кроме всего прочего, необходимо отметить, что для всех стадий производства по административным правонарушениям  актуальны принципы гуманизма, справедливости и демократизма – основополагающие для деятельности всех государственных органов и отраженные в нормах Конституции Республики Беларусь. 

Информация о работе Принципы административного производства