Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 17:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основ государственной службы в РФ. Непосредственными задами работы является изучение понятия и видов государственной службы, рассмотрение общей характеристики принципов государственной службы, исследование системы принципов государственной службы.
Цель работы и ее задачи решались путем использования следующих методов: сравнительного метода, метода логического анализа и синтеза, изучения и обобщения нормативных актов и научной литературы по избранной теме и др.
Введение. ………………………………………………………………………..2
Глава I. Институт государственной службы в российском праве.
§1. Понятие государственной службы ………………………………….4
§2. Виды государственной службы. …………………………………….8
Глава II. Принципы государственной службы
§1. Общая характеристика принципов государственной службы. …..11
§2. Система принципов государственной службы……………………14
Заключение. …………………………………………………………………...29
Список использованной литературы. ………
Для милитаризованной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка; поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило, восемнадцатилетнего возраста; наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих; эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.); особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).
В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие. Необходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребности в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.
Глава II. Принципы государственной службы
§1. Общая характеристика принципов государственной службы.
Принципы государственной службы — это концептуальные начала и догмы, положения и устои, на которых основана вся система государственной службы в России.
Ю. Н. Старилов полагает, что вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшee содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института.8
Анализируя принципы государственной службы, необходимо выделить следующие вопросы:
• понятие принципов государственной службы;
• законодательное закрепление этих принципов;
• виды и содержание принципов государственной службы.
Современный законодатель не дает определения принципов государственной службы, хотя и перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных актах. Таким образом, в настоящее время можно говорить именно о правовых принципах государственной службы.
Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института государственной службы. Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую службу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.
Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государственного управления (последнее понимается здесь в широком смысле), которое осуществляется в большей мере такими субъектами права, как государственные служащие.
Подвергая критике систему принципов государственной службы советского периода, необходимо учитывать, что государственное устройство, государственное управление основополагающие институты и элементы политической правовой системы (в том числе правовые основы государственного управления) были неразрывно связаны с господствовавшим тогда политическим режимом. В силу этого ряд указанных принципов являл прямую противоположность принципам, установленным в системе публичной (государственной) службы многих развитых в экономико-правовом смысле стран. Принципы советской государственной службы, как сама государственная служба, представляли собой глубоко идеологизированные институты.
Но дело не только в декларированности, а в том, что в самом деле декларируемый на практике демократизм государственной службы беззастенчиво подменялся одиозной административно-командной системой и в вопросах организации, и деятельности указанной службы. Вместо демократических и цивилизованных начал и положений в процессе создания и функционирования данной службы безраздельно господствовал пресловутый «принцип подбора и расстановки кадров» по политическим, партийным признакам и требованиям, что в реальной ситуации означало решение этих вопросов, подчас даже полутехнических, по указке КПСС, ее разветвленных организаций и ячеек в центре и на местах.
Такая порочная практика нанесла непоправимый вред делу государственной службы, воспитанию кадров, всему аппарату государственного управления, привела к забвению и отбрасыванию профессионализма и компетентности, других демократических и цивилизованных начал.
В период с 1990 г. и до конца 1993 г. взгляды на теорию принципов государственной службы претерпевали изменения. До выхода Положения о федеральной государственной службе9 — первого опыта нормативного установления современных принципов государственной службы — ученые-юристы по-разному характеризовали системы и виды этих принципов. Иногда подчеркивалась нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия, указывались принципы государственной службы с выделением при этом наиболее общих категорий;
- демократизм (полное и постоянное
соответствие деятельности
- профессионализм (компетентность
работника; систематическое, регулярное
выполнение функций, операций, стабильность
служебных отношений; регулярное
получение оплаты за свой труд;
ответственность за
В науке под принципами понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и власти).
Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы. Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящие правовой институт государственной службы.
Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других иконах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, консультациях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они реализуются государственными служащими посредством их практических действий. Кроме того, принципы государственной службы, установленные в рамочном Федеральном законе о системе государственной службы, являются моделью («эталоном») для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.
§2. Система принципов государственной службы.
К основным нормативным актам, устанавливающим принципы государственной службы РФ, можно отнести Конституцию РФ, Федеральный закон о системе государственной службы, Федеральный закон от 27.07.04г. (ред. от 02.02.06) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»10
Данные нормативные акты дают развернутый перечень принципов государственной службы в Российской Федерации. Они отражают качественно новый подход законодателя к вопросу о теоретико-правовых аспектах построения государственной службы в Российской Федерации.
В целом они, можно без преувеличения сказать, отличаются новизной, новаторским подходом к самой проблеме и отражают складывающуюся современную концепцию государственной службы в стране.
Рассмотрим общую характеристику системы принципов государственной службы. Государственная
служба основана на следующих принципах:
1. Принцип верховенства
Данный фундаментальный принцип прямо опирается на Конституцию РФ и вытекает из нее, поскольку установлено (ст. 15, ч. I): «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и принимается на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
При анализе данного принципа в литературе отмечается, что в рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности в государственном управлении, т. е. соответствия применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Это означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью — тогда для достижения управленческой цели можно выбрать оптимальную процедуру и наиболее эффективные правовые средства.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В осуществлении данного принципа воедино соединены конституционно-правовой и административно-правовой аспекты.
Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.
Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ и др.).
Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и во всех других сферах жизни11.
3. Принцип федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
В сущности, это в чистом виде конституционный принцип и закреплен он в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Наиболее существенным фактором и критерием, позволяющим констатировать наличие и реализацию единства системы государственной власти, является, конечно, положения ст. 10 и 11 Конституции РФ, в них закреплено осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что коренным образом отличает статус каждого из государственных органов по сравнению с ранее существовавшим (т. е. по сравнению с прежними конституциями) и создает реальную политико-правовую основу для утверждения принципа единства системы государственной власти, которое обеспечено самостоятельностью каждой из ее ветвей; далее, органы законодательной, исполнительной и судебной власти — суть органы государственной власти, что лишает каждую из трех ветвей определенной специфики, особенностей в характере задач, функций, построении, формах и методах деятельности, существенно важных для обеспечения государственной службы в них, в частности в органах исполнительной власти.
Таким образом, можно констатировать тесное переплетение конституционно-правовых и административно-правовых аспектов при характеристике принципа единства системы государственной власти.