Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 17:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основ государственной службы в РФ. Непосредственными задами работы является изучение понятия и видов государственной службы, рассмотрение общей характеристики принципов государственной службы, исследование системы принципов государственной службы.
Цель работы и ее задачи решались путем использования следующих методов: сравнительного метода, метода логического анализа и синтеза, изучения и обобщения нормативных актов и научной литературы по избранной теме и др.
Введение. ………………………………………………………………………..2
Глава I. Институт государственной службы в российском праве.
§1. Понятие государственной службы ………………………………….4
§2. Виды государственной службы. …………………………………….8
Глава II. Принципы государственной службы
§1. Общая характеристика принципов государственной службы. …..11
§2. Система принципов государственной службы……………………14
Заключение. …………………………………………………………………...29
Список использованной литературы. ………
Суть этого принципа заключается прежде всего в участии граждан России в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Пункт 1 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Непосредственное участие граждан в управлении выражается в индивидуальных (выражение своего мнения при проведении референдумов, реализация права на принесение жалобы), коллективных (участие в митингах, забастовках и др.) формах, а также в деятельности общественных объединений, выполняющих отдельные функции государственного управления.
Принцип гласности в осуществлении государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой — «потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач». Для обеспечения гласности в системе государственной службы необходимо создать механизм учета мнения граждан; сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц управленческих структур; обеспечить гласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации.17
Решению этих проблем призваны способствовать конституционные положения и правовые нормы.
10. Принцип ответственности
Этот принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением ответственности, решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия требованиям правовых актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений нужно придавать особое значение. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно несоблюдение установленных законодательными актами о государственной службе ограничений, связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания. Иногда полагают, что данный принцип вытекает из более общего принципа организации управления — ответственности государственного аппарата, его функциональных работников за допущенные по их вине негативные последствия их деятельности.
Этот принцип означает, что причинение материального и иного ущерба юридическим (независимо от форм собственности) и физическим лицам в результате злоупотреблений, бюрократизма, недобросовестности, самонадеянности, небрежности должностных лиц и других функциональных работников органов государственного управления (и местного самоуправления) должно повлечь не только дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законом, но и материальную ответственность перед соответствующим органом государственного управления (возместившим ущерб в регрессивном порядке) либо непосредственно перед самими юридическими и физическими лицами.
11. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.
Государственная служба внепартийна, она не должна быть подвержена каким-либо идеологическим, партийным влияниям. Все это означает запрет отбора кадров для государственной службы по политическим признакам, партийной принадлежности и идеологическим взглядам, а также то, что в государственных органах не могут образовываться структуры и ячейки политических партий, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Что касается взаимоотношений религии и ее объединений с государственными структурами, в том числе с государственной службой, то принципиальное решение этого вопроса содержится в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация — светское государство. Религиозные объединения отделены от государственных органов и структур, в том числе от государственной службы, в которой не могут создаваться какие-либо организационные формы религиозных объединений. Существующие же вне государственных формирований многочисленные религиозные мнения не могут вмешиваться в дела государства и в функции и деятельность государственных служащих.
12. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц или принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Принцип стабильности государственной службы проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства; это постоянство государственно-служебных отношений обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих и т. д.
Принцип стабильности, на наш взгляд, должен стать гарантией для служащего от незаконного увольнения со службы. Так, чиновники европейских государств принимаются на публичную службу пожизненно и могут быть уволены только на основании судебного решений либо по другим, строго оговоренным в законе основаниям.
Выше были перечислены основные принципы государственной службы, составляющие определенную, связанную функциональными и opганизационными началами и признаками целостную систему18.
Условно принципы можно разделить на принципы в широком и узком смыслах. Так, принципы верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при выполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина — это, несомненно, принципы в широком смысле, поскольку масштабность и диапазон их действия весьма широки и многоплановы. Принципы единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности кадров государственных служащих в государственных opганах, и ряд других — это принципы, условно говоря, в узком смысле.
Понятно, что в целом названная группировка принципов является весьма относительной, возможны иные критерии, которые будут положены в основу классификаций принципов.
Заключение.
Переход на основе Конституции РФ к существенно иному общественному и государственному устройству вызывает глубокие преобразования во всей системе социальных отношений, формирование новых государственных и общественных структур, пересмотр многих теоретических положений в сфере правового регулирования.
Служба в государственных и негосударственных структурах находится в числе тех институтов, которые подлежат перестройке и преобразованию в первую очередь. Иначе и быть не может: служба предназначена обеспечить жизнедеятельность государственных и негосударственных органов, нормальные условия государственного и общественного уклада жизни.
Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт или отрасль права (служебное право) должна обеспечивать стабильное управление; она может играть определенную роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешении действий различных политических сил. Очевидно, что решение отдельных политических и экономических проблем во многом зависит от создания и улучшения правового механизма регулирования служебных отношений. Предстоит большой труд по разработке и принятию множества законодательных и других нормативных актов, регламентирующих государственно-служебные отношения.
Перспективной задачей на ближайшие годы следует считать подготовку и принятие федеральных нормативных актов о порядке рассмотрения споров и конфликтов по делам государственной службы, об использовании информации, составляющей служебную тайну, о принятии стандартов государственной и муниципальной службы.
Реформирование государственной службы – длительный процесс, связанный с другими реформами, со многими изменениями, происходящими внутри законодательства, а также самого государства. Новые процессы, происходящие в обществе, экономике и политике, непременно будут влиять на формирование системы государственной службы. Тесно взаимосвязана реформа государственной службы и с реформой государственного управления.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе реформы государственной службы необходимо учитывать весьма интересный опыт дореволюционной России, некоторые полезные положения советской государственной службы, международный опыт.
Список использованной литературы.
Нормативный материал.
Специальная литература.
1 Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. С.128.
2 Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1996. С.5.
3 Алехин А.П., Кармолицкий Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. В 2 ч. М., 1995. Ч. 2. С. 76.
4 Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. №237. 25.12.1993.
5 Российская газета. №104. 31.05.2003.
6 Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 1996. С.58.
7 Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Под ред. Охотского Е.В. Ростов н/Д, 1998. С.35.
8 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 1996. С. 83.
9 Указ Президента РФ от 22.12.93г. №2267 «Об утверждении положения о федеральной государственной службе» // Российская газета. №236. 24.12.1993 (утратил силу).
10 Российская газета. №162. 31.07.2004.
11 Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. С.24.
12 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 36.
13 Международный пакт от 16.12.66г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №12. 1994.
14 Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2000. №11. С.24.
15 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. М., 2003. С.265.
16 Левин П. Обязательность приказов для государственных служащих // Законность. 2000. №10. С. 37.
17 Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. №4. С. 26.
18 Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006. № 1. С.18.