Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 17:48, курсовая работа
Цель данной работы – провести правовое исследование системы центральных органов государственного управления, а также административно-властных функций администрации Приморского района города Санкт-Петербурга.
В связи с поставленной в работе целью, задачами настоящего исследования являются:
- рассмотреть структуру и признаки центральных органов государственного управления;
- определить принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления;
- исследовать организацию и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Введение……………………………………………………………………3
1. Система и признаки центральных органов государственного управления……………………………………………………………………….6
2. Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления………………………………………………...14
3. Организация и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………31
Государственная организация является обобщающим понятием. Это государственные предприятия и учреждения. Разница между учреждениями и предприятиями в содержании основной деятельности, в той роли, которую они играют в обществе, назначении их. Главное в организации - не набор, количество и качество ее составляющих, а взаимосвязи, взаимодействия.
Предприятия заняты деятельностью производственной, учреждениям присуще управление и социальное обслуживание населения. На государственных предприятиях имеется администрация (органы администрации), но функции ее - решать вопросы по внутреннему управлению, вовне она не выступает в качестве управленческого органа. Имеются различные типы предприятий по виду их деятельности (торговые, производственные и пр.), по структуре и подчиненности (унитарные, акционированные, муниципальные, государственные и т.п.).
Учреждение (к примеру, служба занятости - трудоустройство, высшее государственное учебное заведение, государственная библиотека, научно-исследовательский институт) часто действует вовне - обслуживает лиц, иные учреждения, прямо ему не подчиненные, но, в отличие от органа государства, занято оно, в основном, в обслуживании и не имеет государственно-властные полномочия, права на принятие правовых нормативных актов. Есть учреждения, которыми ведется подготовительная работа для принятия государственными органами властных решений. Внутренний, обслуживающий, вспомогательный аппарат органов государства (к примеру, канцелярия, управление делами) также относятся к государственным учреждениям.
Согласно утверждению М.Н.Марченко, специфические признаки, которые отличают негосударственные органы и организации от государственных органов, заключаются в:
а) их формировании по воле государства и реализации ими от имени государства их функций;
б) выполнении каждым органом государства конкретно определенных, установленных законодательно форм и видов деятельности;
в) наличии у каждого органа государства следующего: закрепленные юридически территориальный масштаб деятельности, организационная структура, специальное положение, которое определяет его роль и место в аппарате государства, также и порядок взаимоотношений его с иными государственными организациями и органами;
г) наделении органов государства полномочиями государственно-властного свойства5.
Последние - наиболее существенный признак органа государства. В комплексе с иными свойствами государственно-властное полномочие дает возможность для проведения весьма четкого отличия между органами государства, с одной стороны, и государственными предприятиями, организациями, а также негосударственными организациями и органами - с другой. Государственные властные полномочия находят практическое выражение в издании органами государства от имени государства юридически обязательных индивидуальных и нормативных актов, в реализации ими наблюдения за строгим соблюдением требований, которые содержатся в этих актах, в защите и обеспечении данных требований от нарушений через использование воспитательных мер, убеждений, разъяснений и поощрений, а в требуемых ситуациях - также и мер по государственному принуждению.
Итак, аппарат государства - это система государственных органов, при помощи чего реализуется государственная власть, исполняются основные функции, решаются стоящие перед государством на разных ступенях его развития задачи и цели. Аппарат - важнейшее составляющее любой страны.
2. Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления
Принципами отражается степень правовых и социальных явлений в государственной службе РФ, которые представляют концептуальный механизм для ее формирования, организации и работы, объективные закономерности развития.
Суть принципов основана на закономерностях формирования и функционирования государственной службы в качестве таких институтов, как публично-правовой, социальный и организационный. Объективность этих принципов обусловливает социальная сущность и социальное предназначение государственного аппарата.
Принципами определяется в результате направление деятельности и поведение государственных служащих, охватываются общие закономерности устройства, разделения труда, иерархической структуры порядка государственной службы, административно-процессуальные инструменты ее прохождения.
Особое свойство – принципами отражаются основополагающие начала правовой охраны. Введенные федеральным законодательством, они стали правовыми принципами, которые выражают объективно обусловленные требования к участникам государственно-служебных отношений на всей территории РФ.
По этой причине всеми государственными органами и должностными лицами должна обеспечиваться реализация данных принципов, государственным служащим необходимо руководствоваться ими при исполнении своей профессиональной служебной деятельности. У законодательства нет права на ограничение или расширение перечня принципов, которые установил федеральный закон.
Так, статья 3 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет следующие принципы государственной службы:
«федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц»6.
По мнению А.С. Пиголкина, у принципов организации, структуры, характера по взаимодействию главных элементов (звеньев) государственного механизма своя специфика, которую предопределяют особенности того или другого государственного типа. Наряду с этим, данные особенности могут трансформироваться в процессе развития институтов государства (властных институтов) и в рамках одного исторического государственного типа7.
На практике при правовом регулировании деятельности и организации любого органа государства идет закрепление основных его принципов.
Так, согласно статье 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", принципы гражданской службы заключаются в:
1) приоритете свобод и прав гражданина и человека;
2) единстве организационных и правовых основ гражданской службы субъектов РФ и федеральной гражданской службы;
3) равном доступе граждан,
которые владеют
4) компетентности и
5) стабильности гражданской службы;
6) доступности сведений о гражданской службе;
7) взаимодействии с гражданами и общественными объединениями;
8) защищенности гражданских
служащих от неправомерного
Согласно статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", соответственно Конституции РФ деятельность государственных органов власти субъекта РФ осуществляется согласно следующим принципам:
а) территориальная и государственная целостность РФ;
б) распространение суверенитета РФ на всю территорию государства;
в) верховенство на всей территории РФ Конституции РФ и федерального законодательства;
г) единство системы власти государства;
д) разделение власти государственной на три ветви: судебная, исполнительная и законодательная с целью обеспечить сбалансированность полномочий и исключить концентрацию всех полномочий или большей части полномочий в ведении одного государственного властного органа, или должностного лица;
е) разграничение объектов полномочий и ведения между государственными органами власти РФ и государственными органами власти субъектов РФ;
ж) самостоятельная реализация государственными органами власти субъектов РФ полномочий, принадлежащих им;
з) самостоятельная реализация их полномочий местными органами самоуправления9.
Так как нет возможности для рассмотрения всех или только самых важных, основных принципов деятельности и организации аппарата государства, можно раскрыть только некоторые из них.
О принципе законности М.Н.Марченко указано, что имея не только юридическое, но и политическое свойство, конституционность и законность идут в качестве основного метода деятельности разных организаций и органов государства. Что касается деятельности аппарата государства различных государств конституционность и законность означают реализацию всех свойственных органам государства и должностным лицам их ролей в строгом соответствии со следующим: действующая конституция, обычные законы и подзаконные акты в согласии с установленной законодательно компетенцией.
Правило конституционности и законности значит также обеспечивать строгое и неуклонное исполнение органами, учреждениями и организациями, подчиненными им, действующих нормативных правовых актов, бороться с коррупцией, а также с различными нарушениями гражданских свобод и прав, прав трудовых коллективов, общественных организаций. Нужно отметить, что не существует конституционности и законности как понятия и явления вне связи с определенным государством и обществом. Это является абстракцией. Конституционность и законность всегда соотносимы с конкретными типами права и государствами, с определенным свойством и уровнем общественного развития10.
Конституция Российской Федерации гарантировала разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, признав самостоятельность органов каждой ветки государственной власти; подчеркнула необходимость прямого применения правовых норм, содержащихся в самой Конституции, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации11.
Любой орган государственной власти, который осуществляет одну из трех функций власти, взаимодействует с иными органами государственной власти.
Взаимодействие рассматриваемых органов власти осуществляется уже на предпроектной стадии законотворчества при реализации планирования законоподготовительных действий. Несмотря на большой опыт планирования законотворчества в советский период, исследование законодательной практики субъектов Федерации показало, что указанная процедура имеет пробелы и недостатки. Одним из неразрешенных вопросов, непосредственно оказывающих влияние на действенность законотворческого процесса, выступает проблема выбора приоритетов при установлении очередности издания региональных законов. Не исключается вероятность синхронного представления в действующие региональные парламенты законопроектов, которые сходны как по своему предмету регулирования, так и по содержанию.
Правительством Российской Федерации осуществляется исполнительная власть: организуется выполнение законов, разными способами оказывается влияние на законодательный процесс (предусмотренное право законодательной инициативы, необходимость заключения Правительства РФ на законопроекты, которые требуют привлечения добавочных федеральных средств). Возможность выразить недоверие Правительству РФ балансирует с возможностью роспуска данного законодательного органа Президентом РФ12.
Конституционному, Верховному Судам Российской Федерации предоставлено право законодательной инициативы по различным вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Данные суды в пределах собственных полномочий рассматривают определенные дела, сторонами которых выступают иные федеральные государственные органы. В системе разделения властей непосредственно на федеральном уровне особенное место занимает Конституционный Суд Российской Федерации.
Выступая главой государства, Президент РФ не отнесен ни к одной из трех ветвей государственной власти. Исполняя задачи, которые возложены на него Конституцией РФ, Президент РФ осуществляет необходимое согласование деятельности разных ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, а также судебной, которое дает возможность бесперебойно функционировать всему государственному механизму13.