Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести правовое исследование системы центральных органов государственного управления, а также административно-властных функций администрации Приморского района города Санкт-Петербурга.
В связи с поставленной в работе целью, задачами настоящего исследования являются:
- рассмотреть структуру и признаки центральных органов государственного управления;
- определить принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления;
- исследовать организацию и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Система и признаки центральных органов государственного управления……………………………………………………………………….6
2. Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления………………………………………………...14
3. Организация и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………31

Файлы: 1 файл

7582.001.00 - доработка 18.05.doc

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Норма, закрепленная в статье 10 Конституции Российской Федерации, относится не только к федеральной организации государственной власти, но и к организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «н» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации всех органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

К субъектам Российской Федерации система сдержек и противовесов устанавливается указанными субъектами самостоятельно в соответствии с указанной нормой в статье 10 Конституции РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"14.

Таким образом, без системы разделения властей и определенной результативной системы сдержек и противовесов,  не может существовать правового государства и принятых им правовых законов. Помехой для появления какой-либо неограниченной власти, которая не связана правом и конституционными принципами, является распределение государственной власти между государственными органами таким образом, что ни одному из данных органов не принадлежит вся власть в государстве в полном объеме.

В числе главных принципов организации и деятельности государственных аппаратов различных стран, вместе с принципами-требованиями оптимальности построения государственного аппарата, результативности функционирования, политической лояльности, а также законности и конституционности, большим значением обладают принципы-требования, которые касаются высокой квалификации государственных чиновников различных рангов.

Проблемы высокого профессионализма, этики государственных служащих всегда являлись актуальными с момента появления государства. Практически всегда данные проблемы оставались и остаются острыми проблемами, вокруг которых всегда велись достаточно жаркие, нескончаемые полемики.

Принципом равного доступа устанавливаются равные возможности и права для граждан, которые владеют государственным языком РФ, замещать любую должность государственной службы в соответствии со своими возможностями и профессиональной подготовкой. В отношении граждан, которые претендуют на замещение должности государственной службы, недопустима какая-либо дискриминация.

В Конституции РФ нет специальной статьи в отношении замещения гражданами должностей государственной службы. Прерогатива равного доступа к государственной службе проистекает из принципов, закрепленных Конституцией РФ, устанавливающих, что носитель суверенитета и единственный источник власти в России – ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть прямо, а также с помощью органов государственной власти и местных органов самоуправления. При приеме и исполнении государственной службы не допустимы какие бы то ни были прямые или косвенные ограничения или преимущества в зависимости от таких факторов, как пол, раса, язык, национальность,  происхождение, имущественное или должностное положение. Место проживания, гражданство субъектов РФ или его отсутствие, отношение к религии, членство в общественных объединениях, иные обстоятельства, которые не связаны с профессиональными и деловыми качествами, тоже не могут повлиять на поступление и прохождение государственной службы.

Этот принцип касается не только граждан РФ, а также на граждан иностранных государств, являющихся участниками международных договоров РФ, в согласии с которыми у иностранных граждан имеется право поступить и проходить государственную службу. Принцип о равном доступе к государственной службе осуществляют путем проведения конкурсного отбора.

Принципом о профессионализме и компетентности государственных служащих отражается суть государственной службы. Государственная служба – это деятельность профессиональная, она требует для своей реализации специальные знания и навыки. Научная литература профессионализм определяет в качестве высшего уровня психофизиологических, психических и личностных изменений, которые происходят в ходе продолжительного осуществления кем-то его служебных обязанностей и которые обеспечивают существенно новый, более продуктивный уровень реализации сложных профессиональных задач в особых условиях15.

Профессионализм тесно связан с таким понятием, как компетентность (лат. competens – способный, соответствующий), ею обозначается основательное знание своего дела, сущности исполняемой работы, процедур, норм и правил организации, а также обладание умениями и навыками, которые способствуют эффективному использованию данных знаний на практике16. Осуществлению этого принципа должны способствовать требования, закрепляемые в нормативно-правовых актах, которые предъявляются к степени и виду образования, профессиональному стажу, навыкам и знаниям тех, кто претендует на замещение должности в муниципальной службе. Для повышения профессионализма и компетенции государственных служащих используют повышение квалификации, стажировку и профессиональную переподготовку служащих.

Принцип о профессионализме и компетентности государственных служащих находится в основе образования кадрового состава государственной службы. На первом этапе закон устанавливает основные требования квалификации для замещения должностей в государственной службе, включая степень профессионального образования; срок государственной службы или стаж работы по специальности; профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Эти квалификационные требования устанавливают правовые акты на основе стандартных квалификационных требований при замещении должностей в государственной службе, их определяет закон субъекта РФ с использованием классификации должностей в государственной17. Иногда требования к отдельным государственным служащим могут устанавливать специальные федеральные законы.

Целесообразное формирование кадрового состава государственной службы обеспечивают и при помощи оценки итогов профессиональной служебной деятельности служащих государственных органов через проведение аттестации или сдачу квалификационного экзамена.

Е.Ю. Киреевой отмечено, что общность основных требований квалификации к должностям гражданской и муниципальной служб является одним из правовых средств по обеспечению взаимосвязи государственной и муниципальной служб. Правовое обеспечение общности основных требований квалификации, которые предъявляются к гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно как результат того, что в обоих случаях говорится о профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает соответствующее профессиональное образование, специализацию, квалификацию и стаж работы18.

Субъектами исполнительной власти осуществляется государственное управление в пределах  определенной законодательством компетенции. Исполнительная власть не может находиться вне системы органов государственного управления, которые реализуют ее функции и назначение. Организация, деятельность исполнительной власти является организацией и функционированием системы ее органов, или органов государственного управления, которые имеют нормативно определенные цели, задачи, полномочия, структуру и важные для осуществления деятельности государственные должности государственной службы в виде управленческого персонала.

Конституцией РФ и законодательством, как думается, формулируются следующие правила или основы юридической ответственности: правомерность ее основания; неотвратимость ее наступления; ее индивидуализация; равные основания юридической ответственности; недопустимость привлекать к юридической ответственности дважды за одно и то же деяние (non bis in idem); оптимальность процессуальной формы; эффективность ее реализации19.

Правомерность основания юридической ответственности - в определении законом состава правонарушения, видов и мер юридической ответственности, которые не противоречат установлениям Конституции, их обоснованность и определенность.

На законность основания юридической ответственности указывает то, что ответственность наступает за совершение правонарушения, которое предусмотрено законом. В качестве правонарушения признают действия, запрещенные до их осуществления законом, который вступил в силу и был доведен до всеобщего сведения. Любые нормативно-правовые акты, которыми затрагиваются обязанности, свободы и права гражданина и человека, как закреплено частью 3 статьи 15 Конституции РФ, не могут быть применены, если их не опубликовали официально для всеобщего информирования. В согласии с указанным положением Конституции законы, которые устанавливают состав правонарушения и меру юридической ответственности за его осуществление, должны быть опубликованы официально и не должны вступать в противоречие со всеми иными положениями Конституции.

 

 

 

 

3. Организация и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) - исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, который проводит государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляет государственное управление на всей территории Приморского района Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьями 8 и 9 Закона Санкт-Петербурга от 30.10.2003 N 642-87 "О Правительстве Санкт-Петербурга"20, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 N 41 "О формировании исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга"21, в связи с постановлением от 26 августа 2008 года № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» было принято Положение об администрации района Санкт-Петербурга,  в соответствии с которым «администрация формируется и возглавляется Правительством Санкт-Петербурга. Деятельность Администрации непосредственно координирует и контролирует вице-губернатор Санкт-Петербурга - руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Администрация является юридическим лицом, имеет счета в банках, печать, штампы и бланки с изображением герба Санкт-Петербурга и со своим наименованием. В структуру Администрации входят подразделения, осуществляющие государственное управление в отдельных сферах на территории района, а также осуществляющие в пределах своей компетенции обеспечение деятельности Администрации. Подразделения Администрации подчинены непосредственно главе Администрации. Координацию деятельности подразделений и методическое руководство ими осуществляют также в пределах своей компетенции иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. В ведении Администрации могут находиться государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга»22.

Главной целью работы администрации и государственных учреждений, подведомственных администрации, является создание комфортных условий проживания жителей района. Поэтому оценка уровня комфортности проживания, полученная по результатам социологических опросов, проведенных независимыми структурами среди населения района, является особо значимой для принятия перспективных планов и текущих решений. Радует, что по сумме набранных баллов оценки, данной большинством опрошенных жителей, Приморский район второй год подряд занимает 1-е место среди группы районов, схожих по численности, плотности населения и иным факторам.

В 2013 году наблюдается большое количество позитивных изменений по аспектам социально-экономического развития района: повысилось количество положительных оценок в части медицинского обслуживания, наличия квалифицированных специалистов, отношения к пациентам; сократились жалобы на плохое оборудование спортивных площадок; увеличилось количество удовлетворенных сферами общественного питания, бытового обслуживания; увеличилась доля позитивных откликов на работу правоохранительных служб.

По актуальности для жителей района проблемы пробок на дорогах Приморский район замыкал в предыдущие годы пятерку наиболее проблемных районов (после Адмиралтейского, Красногвардейского, Центрального и Московского районов Санкт-Петербурга). По итогам 2013 года количество жалоб на пробки уменьшилось на 22,6%, на плохое состояние дорог – на 23,9%. Проблема переполненности общественного транспорта волнует 24,6% респондентов против 49,3% в 2012 году. В отношении работы жилищно-коммунальных служб в Приморском районе статистически значимо (в 2,44 раза) преобладание ответов «Устраивает» над «Не устраивает». Несмотря на то, что оценка работы жилищно-коммунальных служб района является самой высокой среди районов Санкт-Петербурга, она составляет только 3,3 по пятибалльной шкале. Таким образом, остается актуальной работа над проблемными вопросами в следующем году.

Приморский район по-прежнему остается самым крупным районом по численности и занимает 1-е место среди районов Санкт-Петербурга по естественному приросту населения. Лишь в 3-х районах города естественный прирост имеет положительную величину. Показатель естественного прироста населения за 11 месяцев 2013 года в Приморском районе увеличился на 76%. Выросла на 12% рождаемость и на 1% сократилась смертность. Благодаря широкомасштабному строительству миграционный прирост в свою очередь тоже оказывает значительное влияние на рост численности жителей.

По данным отдела строительства, в 2013 году по разрешениям, выданным Службой государственного строительного надзора и экспертизы, принят в эксплуатацию 21 жилой дом площадью 411,6 тыс. кв. м. В прошедшем году получены разрешения на ввод в эксплуатацию построенных за счет средств бюджета детского сада, поликлиники для детей и пожарного депо. Сегодня инфраструктура района представляет собой довольно развитую сеть.

В Приморском районе осуществляют финансово-хозяйственную деятельность более 26 тысяч организаций различных форм собственности, среди которых 244 относятся к числу крупных и средних. В отчетном году существует снижение некоторых основных показателей, характеризующих развитие района. За 11 месяцев 2013 года крупными и средними предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 73,9 млрд. рублей, что на 9,0% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Оборот организаций увеличился на 5,3% и составил 180,3 млрд. рублей; на 11,5% вырос оборот розничной торговли, оптовой – на 42,1%, общественного питания – на 24,0%.

Оказано платных услуг населению на 14,4 млрд. рублей, что на 20,0% выше результата за соответствующий период 2012 года. При этом прибыль предприятий сократилась на 24,6%. Средняя начисленная заработная плата работников предприятий Приморского района выросла на 6,0% и составила 36 004,8 рубля. Однако, темп роста показателя на 6,3 процентных пункта меньше, чем по Санкт-Петербургу. Ежегодно сокращается количество официально признанных безработными граждан. За 2013 год их количество составило 2093 человека. По сравнению с 2012 годом показатель снизился на 20,3%. Активная работа Агентства занятости населения Приморского района позволяет достигать положительных результатов и способствует снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга. За последние семь лет объем поступлений налогов и сборов организаций Приморского района в бюджетную систему Российской Федерации увеличился более, чем в два раза и в 2013 году составил 12,2 млрд рублей. За 2013 год исполнение расходной части ведомственной структуры администрации Приморского района составило 8556,8 млн рублей или 99,3% от уточненного годового плана.

Информация о работе Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления