Прокуратура Республики Беларусь и его компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Прокуратура в Республике Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов.
Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений и организаций, общественных объединений.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Прокуратура в Республике Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов.

Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений и организаций, общественных объединений.

Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи [1, c 98].

Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:

- надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-   надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

-   расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

- участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы на три вида. Первый вид, включающий первые четыре направления, представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы – участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения [2, c. 67].

Целью нашего исследования является изучение органа прокуратуры  Республики Беларусь и его компетенции.

Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач:

-  дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;

-  проанализировать деятельность и задачи прокуратуры в Республике Беларусь;

- охарактеризовать основные  принципы организации и деятельности  прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

26 июня 1922 года третья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру [3, c. 34].

В  ее компетенцию входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся при помощи опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования, проверки законности действий органов следствия и дознания. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен перед Президиумом ЦИК БССР [3,с. 32].

В непосредственном подчинении Прокурора республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры. Положение о прокурорском надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Согласно Положению о прокурорском надзоре БССР прокуроры участвовали в распорядительных заседаниях судов, поддерживали в суде обвинение, имели право опротестования приговоров и определений в кассационном порядке и в порядке высшего судебного контроля.

В течение 1923 года органы прокуратуры республики были окончательно сформированы и проводили в центре и на местах большую работу по укреплению законности и борьбе с преступностью.

Для усиления борьбы с преступностью на транспорте и обеспечения более квалифицированного надзора за законностью в этой сфере народного хозяйства постановлением ЦИК и СНК БССР в системе Прокуратуры республики была создана транспортная прокуратура. Она осуществляла надзор за законностью на предприятиях железнодорожного транспорта республики [4, c. 56].

С учреждением в 1933 году Прокуратуры СССР полная централизация органов прокуратуры страны была достигнута не сразу. В Белоруссии  прокуратура еще находилась в системе Народного Комиссариата Юстиции. Прокурор республики одновременно являлся и наркомом юстиции. После принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года прокуроры союзных республик были выделены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно Прокурору СССР. В ноябре 1936 года структура органов прокуратуры была приведена в соответствие с теми прокурорскими функциями, которые на нее возлагались. Были созданы отделы: общего надзора, по надзору за следствием, по судебному надзору по уголовным и гражданским делам, по спецделам, по надзору за местами заключения, по жалобам [3, c. 56].

В Положении о прокурорском надзоре в СССР, утвержденном Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955г., нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили свое развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора [4, c. 78].

Принятые в 1958–1962 годах Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик наделили прокурора рядом дополнительных по сравнению с Положением о прокурорском надзоре в СССР полномочий для осуществления надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве. Вместе с тем ст.20 Основ уголовного судопроизводства и ст.14 Основ гражданского судопроизводства возложили на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили [4, c. 78].

11 июля 1969 года Верховный  Совет СССР принял Основы исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и  союзных республик. В этом союзном  законе прокурорскому надзору  посвящен ряд норм, содержание которых свидетельствует о возросшем значении прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Статья 104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года, предусматривала, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, Советы депутатов трудящихся и ряд других органов. Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагался на Генерального Прокурора СССР. За годы, прошедшие после принятия Положения о прокурорском надзоре, в общественном развитии и соответственно в законодательстве страны произошли существенные изменения, напрямую связанные с распадом СССР и образованием независимой суверенной Республики Беларусь [4, c. 67].

Становление и развитее системы прокуратуры в Республике Беларусь прошло длительный этап и схоже с развитием в других постсоветских странах, но тем не менее имеет специфику, связанную с особенностями экономического, политического развития.

В систему прокуратуры Республики Беларусь входят: Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь [5].

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

Так, например, Указом Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006г. № 482 «О создании государственного учреждения» создан Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь, который входит в систему органов прокуратуры, является юридическим лицом и непосредственно подчиняется Генеральному прокурору Республики Беларусь. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры. Органы прокуратуры, как и органы власти, организуются в соответствии с административно-территориальным устройством Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» к административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии со ст. 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» систему органов прокуратуры, кроме Генеральной прокуратуры, составляют прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры города Минска, Белорусская военная прокуратура и Белорусская транспортная прокуратура, которые возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие заместителей.

В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора. В состав коллегии входят прокурор, возглавляющий соответствующую прокуратуру (председатель), его заместители и другие прокурорские работники [6, c. 56].

В систему органов прокуратуры входят прокуратуры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним межгарнизонные военные прокуратуры, транспортные прокуратуры. Прокуратуры возглавляют прокуроры, которые имеют заместителей [7, c. 45].

К числу специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура и транспортная прокуратура. Специализированные прокуратуры строятся по общим для прокуратуры принципам, они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи, они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном построении, а также в объектах осуществления надзора за исполнением законов есть некоторые особенности. Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Вопрос о создании городской или районной прокуратуры инициирует прокурор области, информируя об этом органы власти района, где планируется создание прокуратуры. Необходимость создания прокуратуры, реорганизации или ликвидации обсуждаются на коллегии прокуратуры области с участием заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь. Решение коллегии и обоснование необходимости принятия такого решения, мнение органов власти района представляются в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь. Решение коллегии областной прокуратуры предварительно рассматривается и обсуждается в соответствующих управлениях и отделах Генеральной прокуратуры, а затем этот вопрос с учетом мнения соответствующих управлений и отделов выносится на рассмотрение коллегии Генеральной прокуратуры. Решение коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и необходимые документы (решение коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение коллегии Генеральной прокуратуры), личное мнение Генерального прокурора и другие документы Генеральный прокурор представляет Президенту Республики Беларусь, который и принимает окончательное решение о создании, реорганизации или ликвидации органов прокуратуры. Процедура создания военной прокуратуры отличается тем, что вопрос о создании, реорганизации или ликвидации военной прокуратуры гарнизона обсуждается на коллегии Министерства обороны Республики Беларусь. Совещательное мнение коллегии Министерства обороны вместе с решением Белорусской военной прокуратуры и свое личное мнение Белорусский военный прокурор представляет Генеральному прокурору Республики Беларусь. Аналогичен порядок формирования транспортных прокуратур. Белорусский транспортный прокурор представляет в Генеральную прокуратуру решение коллегии этой прокуратуры, свое личное мнение, а также совещательное мнение коллегии Белорусской железной дороги и личное мнение начальника Белорусской железной дороги о создании, реорганизации или ликвидации транспортной прокуратуры [8] .

Информация о работе Прокуратура Республики Беларусь и его компетенции