Приведенная примерная организационная
структура областной прокуратуры не является
постоянной и может быть изменена Генеральным
прокурором Республики Беларусь. Законом
о прокуратуре прокуроры областей и приравненные
к ним прокуроры наделены широкими полномочиями.
Прокуроры областей, города Минска и приравненные
к ним прокуроры подчинены и подотчетны
Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Названные прокуроры руководят деятельностью
соответствующих прокуратур и подчиненных
им органов прокуратуры, издают приказы,
распоряжения и дают указания, обязательные
для исполнения всеми подчиненными им
прокурорскими работниками и работниками
прокуратуры, а также осуществляют иные
полномочия в соответствии с законодательными
актами. Прокуроры областей, города Минска
и приравненные к ним прокуроры вносят
предложения Генеральному прокурору Республики
Беларусь об изменении структуры и штатного
расписания соответствующей прокуратуры
в пределах бюджетных ассигнований и установленной
численности органов прокуратуры. Прокуроры
областей, города Минска и приравненные
к ним прокуроры назначают на должности
и освобождают от должностей прокурорских
работников и работников прокуратур областей,
города Минска и приравненных к ним специализированных
прокуратур, прокуратур районов, районов
в городах, городов, межрайонных и приравненных
к ним специализированных транспортных
и межгарнизонных военных прокуратур,
за исключением работников, прокуроров
и заместителей прокуроров районов и городов,
межрайонных прокуроров.
Согласно ст. 3 Закона «О прокуратуре
Республики Беларусь», компетенция, организация
и порядок деятельности органов прокуратуры
определяются Конституцией Республики
Беларусь (статьи 125-128), Законом Республики
Беларусь от 29 января 1993 г. "О Прокуратуре
Республики Беларусь" с последующими
изменениями и дополнениями и иными законодательными
актами Республики Беларусь.
Органы прокуратуры, в силу
своей компетенции, могут обращаться в
суды различных видов и уровней (в том
числе, при определенных условиях, в Конституционный
Суд РБ), а также использовать собственные
средства прокурорского реагирования
на нарушения законодательства (протест,
представление, постановление, предписание,
официальное предупреждение).
Таким образом, Прокуратура
Республики Беларусь:
1) составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
Республики Беларусь;
2) осуществляет полномочия
в пределах своей компетенции
независимо от органов государственной
власти и управления, должностных
лиц, средств массовой информации,
политических и иных общественных
и религиозных объединений в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь и
Законами Республики Беларусь;
3) принимает меры по
пресечению нарушений закона
от кого бы они не исходили, восстановлению
нарушенных прав и привлечению к установленной
законом ответственности лиц, допустивших
эти нарушения;
4) взаимодействует с другими
правоохранительными органами в
деле укрепления правопорядка;
5) действует гласно и
открыто в той мере, в какой
это не противоречит требованиям
закона об охране прав и
свобод личности, а равно государственной
и иной охраняемой законом
тайне.
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Принципы организации и деятельности
прокуратуры могут быть классифицированы
по различным основаниям.
В зависимости от уровня их
можно подразделить на два вида:
1) конституционные;
2) отраслевые.
По предметной направленности:
1) общие (базовые);
2) индивидуальные (характерные
только для прокуратуры).
Основные принципы организации
и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции
Республики Беларусь и ст. 5 Закона «О прокуратуре
Республики Беларусь»:
- принцип единства прокурорской
системы;
- ее централизация и как одно
из проявлений – подчиненность нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов
имеют универсальный характер, так как
на них базируется как организация построения
системы органов прокуратуры, так и сама
их деятельность. Некоторые же принципы
носят характер специфический, будучи
основанием либо организации построения
системы органов прокуратуры, либо их
деятельности.
Закрепленные в Законе о прокуратуре
принципы организации и деятельности
органов прокуратуры носят общеобязательный
характер. Чтобы глубже понять назначение
каждого из перечисленных выше принципов
организации и деятельности прокуратуры,
необходимо подробнее остановиться на
содержании каждого из них.
2.1 Принцип единства
и централизации в организации
деятельности прокуратуры
Принцип единства означает,
что все территориальные и специализированные
прокуратуры, действующие в Республике
Беларусь, составляют единую систему.
Поэтому создание и деятельность на ее
территории органов прокуратуры, не входящих
в единую систему прокуратуры Республики
Беларусь, не допускаются [9, c. 59].
Каждый прокурор действует
на соответствующей территории или в сфере
соответствующих правовых отношений от
имени Республики Беларусь в целом как
единая система. В пределах своей компетенции
каждый прокурор наделен едиными полномочиями
и правовыми средствами их реализации.
Действие принципа единства проявляется
также в том, что вышестоящий прокурор
может поручить нижестоящему выполнение
своих обязанностей, принять на себя исполнение
обязанностей нижестоящего прокурора,
изменить любое его решение, кроме случаев,
специально предусмотренных в законе
[10, c.102].
Централизация системы органов
прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие
прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам
и Генеральному прокурору Республики
Беларусь.
Генеральный прокурор по вопросам
организации деятельности системы прокуратуры,
обязательны для исполнения всеми работниками
органов и учреждений прокуратуры.
При выполнении своих полномочий
по надзору за исполнением законов прокуратура
действует на основе законности, в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь, другими
законами страны.
2.2 Принцип законности
Принцип законности заключается
в том, что вся деятельность прокуроров
должна осуществляться на основе закона
и в точном соответствии с ним, при строжайшем
соблюдении всеми лицами, осуществляющими
прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих
их деятельность и подлежащих применению
в процессе осуществления прокурорского
надзора.
Принцип законности имеет особое
значение для прокурорского надзора. На
прокурорский надзор возложена обязанность
следить за исполнением законов всеми
юридическими и физическими лицами. Поэтому
и сама прокуратура, выполняя эту функцию,
обязана предельно точно и неукоснительно
соблюдать законы.
В соответствии со ст. 7 Конституции
в Республике Беларусь устанавливается
верховенство права. Государство, все
его органы и должностные лица действуют
в пределах Конституции и принятых в соответствии
с ней актов законодательства.
2.3 Принцип независимости
органов прокуратуры
Принцип независимости органов
прокуратуры состоит в том, что все свои
функциональные решения и действия (по
осуществлению надзора, расследованию
преступлений и др.) каждый прокурор и
следователь осуществляют только на основе
закона, своего внутреннего убеждения
и материалов проверок и расследований,
проведенных в соответствии с требованиями
полноты, всесторонности и объективности.
Согласно ст. 8 Закона «О прокуратуре Республики
Беларусь» прокурор при осуществлении
своих полномочий независим. Какое-либо
вмешательство в его деятельность недопустимо
и влечет за собой установленную законодательными
актами ответственность. Деятельность
прокуратуры осуществляется на основе
подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим
прокурорам, в том числе Генеральному
прокурору Республики Беларусь. Прокурорские
работники не могут быть членами политических
партий и иных общественных объединений,
преследующих политические цели [11, c. 67].
Воздействие в какой-либо форме
органов государственной власти, органов
местного самоуправлении, политических
партий, общественных объединений или
их представителей на прокурора или следователя
с целью повлиять на принимаемые ими решения
или воспрепятствовать его деятельности
недопустимо и влечет установленную законом
ответственность [11, c. 67].
Воздействие на прокуроров
и следователей на практике может осуществляться
в различных формах: от завуалированных
до открытых – через средства массовой
информации (путем инспирированных заказных
публикаций) и вплоть до угроз и реальных
мер физического воздействии (побоев,
анонимных и прямых угроз и др.).
Принцип независимости организации
и осуществления надзора имеет важнейшее
государственное и политическое значение,
так как только при последовательном соблюдении
этого принципа прокуратура может достичь
поставленных перед ней государством
целей и решить задачи. Принцип независимости
органов прокуратуры от местных органов
власти закреплен в ст. 127 Конституции
Республики Беларусь и в ст. 8 Закона «О
прокуратуре Республики Беларусь». Независимость
органов прокуратуры от местных органов
обеспечивается прежде всего следующими
условиями:
а) установлением централизации
и строгой подчиненности;
б) порядком подбора и расстановки
кадров прокуроров и следователей;
в) подотчетностью Генерального
прокурора только Президенту страны.
Одним из составляющих принципа
независимости является политическая
независимость прокурора – запрещение
прокурорам заниматься политической деятельностью
и в своей служебной деятельности не быть
связанным решениями политических партий
и общественных объединений, преследующих
политические цели [12, c. 89].
2.4 Принцип равенства
всех граждан перед законом
Принцип равенства всех граждан
перед законом закреплен в статье 22 Конституции
Республики Беларусь, согласно которой
все равны перед законом и имеют право
без всякой дискриминации на равную защиту
прав и законных интересов.
Прокурор принимает предусмотренные
Законом о прокуратуре меры по пресечению
нарушений законодательства от кого бы
эти нарушения ни исходили, привлечению
к ответственности лиц, их совершивших,
восстановлению нарушенных прав и законных
интересов граждан и юридических лиц [13,
c. 78].
Прокурор осуществляет надзор
за соблюдением гарантированных государством
прав и свобод граждан, закрепленных в
Конституции Республики Беларусь, законодательных
актах, и предусмотренных международными
обязательствами Республики Беларусь,
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, гражданства, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к политическим партиям и другим общественным
объединениям, а также от иных обстоятельств.
2.5 Принцип взаимодействия
и координации
Принцип взаимодействия и координации
закреплен в ст. 12 Закона «О прокуратуре
Республики Беларусь». Особенно активным
должно быть взаимодействие прокуратуры
с Советами депутатов и местными исполнительными
и распорядительными органами (исполкомами,
администрациями), правоохранительными
органами, трудовыми коллективами и гражданами.
Принимая меры по обеспечению
охраны общественного порядка и борьбе
с правонарушениями, прокурору необходимо
установить тесное взаимодействие с органами
власти и управления, чаще практиковать
совместные проверки исполнения законов
на предприятиях, в организациях, учреждениях,
регулярно информировать местные органы
о состоянии законности на их территории,
вносить конкретные предложения об улучшении
этой работы, всемерно использовать помощь
актива общественности в предупреждении
и расследовании преступлений, выявлении
лиц, извлекающих нетрудовые доходы, алкоголиков
и наркоманов. Вместе с тем прокурорам
надлежит при анализе состояния законности
на соответствующей территории использовать
материалы местных органов власти и управления
о результатах проверки хозяйственно-финансовой
деятельности предприятий, организаций
и учреждений.
Координация осуществляется
в целях наиболее эффективного решения
задач по борьбе с преступностью и укрепления
законности и правопорядка путем разработки
и осуществления согласованных действий,
направленных на своевременное выявление,
раскрытие и предупреждение преступлений,
устранение причин, способствующих их
совершению.
2.6 Принцип гласности
Принцип гласности в действующем
Законе о прокуратуре закреплен следующим
образом: прокурорский работник действует
гласно и открыто в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства
о защите прав и законных интересов граждан
и организаций, а также законодательства
о защите государственных секретов и иной
охраняемой законом тайны. Не допускаются
разглашение прокурорским работником
сведений, относящихся к личной жизни
гражданина, унижающих его честь и достоинство
или способных причинить вред его правам,
законным интересам или деловой репутации,
а равно разглашение сведений, относящихся
к деятельности организации, индивидуального
предпринимателя, могущих причинить вред
их правам, законным интересам или деловой
репутации, если иное не предусмотрено
законодательными актами. Гражданин, в
том числе индивидуальный предприниматель,
или организация, полагающие, что решением
(действиями) прокурора ущемлены их права
или законные интересы, вправе обжаловать
его (их) вышестоящему прокурору и (или)
в суд [14, c.78].
Важность принципа гласности
определяется тем, что его реализация
способствует информированности органов
государственной власти и общества о состоянии
законности и правопорядка в стране, повышению
правосознания населения и, в конечном
счете, укреплению законности. Последнее
имеет важное значение для самой прокуратуры.
Отчетность прокуратуры о проделанной
работе по укреплению законности в целом,
доступность информации о работе прокуратуры
по конкретным уголовным и гражданским
делам, размещение материалов о преступлениях
и правонарушениях в средствах массовой
информации способствуют недопущению
нарушений законности в работе самой прокуратуры.