2.7 Принцип обязательности
и исполнения требований прокурора
Согласно ст. 10 Закона «О прокуратуре
Республики Беларусь» требования прокурора,
вытекающие из его полномочий и предъявленные
в соответствии с законодательными актами,
подлежат исполнению в установленный
срок всеми организациями, должностными
лицами и иными гражданами, в том числе
индивидуальными предпринимателями. При
этом информация, истребуемая прокурором,
предоставляется безвозмездно.
Основные положения, характеризующие
данный принцип организации и деятельности
прокуратуры, заключается в том, что:
1) требования прокурора должны
вытекать из его надзорных полномочий;
2) исполнение требований
прокурора не может быть связано с каким
либо условиями и осуществляется в сроки,
указанные в законе либо согласованные
с прокурором;
3) запрашиваемая информация
(статистические данные, справки, документы
и их копии) представляются прокурору
и следователю безвозмездно;
4) неисполнение требований
прокурора и следователя, а также
уклонение от явки по их
вызову влечет ответственность
по ст. 24.6 КоАП.
Подводя итог вышесказанному
можно сделать вывод, что принципы организации
и деятельности прокуратуры Республики
Беларусь это закрепленные в Конституции
Республики Беларусь, Законе «О прокуратуре
Республики Беларусь» и других правовых
актах требования, которые определяют
основные задачи в деятельности прокуратур,
полномочия прокуроров, а также содержание
правовых средств и методов при осуществлению
надзора за точным и единообразным исполнением
законов в государстве.
Принципы организации и деятельности
прокуратуры Республики Беларусь являются
важнейшими исходными положениями, соблюдение
которых позволяет прокуратуре успешно
выполнять стоящие перед прокуратурой
задачи по осуществлению надзора за точным
и единообразным исполнением законов
в государстве.
ГЛАВА 3 ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Прокурорский надзор – основная
функция органов прокуратуры, определяющая
их предназначение, роль и место в механизме
государства.
Прокуратура принимает меры
к устранению любых нарушений законов,
от кого бы эти нарушения не исходили.
Вместе с тем прокуратура своей деятельностью
способствует взаимодействию разделенных
ветвей власти, их функционированию как
единой государственной власти, поскольку
все они заинтересованы в сохранении и
укреплении законности. Без законности
не может быть сильной, успешно выполняющей
свои функции власти, государства, стремящегося
стать правовым [15, c. 69].
Характеризуя деятельность
прокуратуры, необходимо отметить некоторые
особенности, определяющие ее специфику.
Прокурорский надзор осуществляется
от имени государства. Это законодательное
установление подчеркивает отличие прокурорского
надзора от иных видов контрольной деятельности,
связанной с исполнением требований законов
иными государственными органами (налоговых
инспекций, санитарного надзора, пожарного
надзора и т.д.). В отличие от контрольной
деятельности других государственных
органов, прокурорский надзор за исполнением
законов распространяется и на законность
деятельности контролирующих и правоохранительных
органов и осуществляется с использованием
полномочий, которыми наделяются только
органы прокуратуры.
Ограниченность, «усеченностъ»
полномочий, организационная либо процессуальная
подконтрольность основным ветвям власти.
Так, прокуратуре не только не поднадзорна
деятельность Президента и Парламента,
напротив, она обязана обеспечить контроль
за исполнением принимаемых ими актов.
Отдельные процессуальные решения прокурора,
включая выдачу санкций на заключение
лица под стражу, на продление срока содержания
под стражей в качестве меры пресечения,
подконтрольны суду и могут быть отменены
или изменены судом. Окончательные решения
по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной
власти и должностных лиц принимаются
не прокурорами, а соответствующими властными
структурами и судами. Протесты прокурора
на решения судов по уголовным и гражданским
делам, делам об административных правонарушениях
рассматривают вышестоящие суды и принимают
по ним решения. Таким образом, основное
правомочие прокурора – выявить нарушение
закона – поставить вопрос об ответственности
нарушителя, защитить невиновного [12, c.
59].
Организация и порядок деятельности
органов прокуратуры, и полномочия прокуроров
определяются Конституцией Республики
Беларусь, Законом Республики Беларусь
«О прокуратуре Республики Беларусь»,
другими законодательными актами Республики
Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами
и указаниями Генерального прокурора
Республики Беларусь.
Деятельность прокуратуры Республики
Беларусь направлена на обеспечение верховенства
права, законности и правопорядка, защиту
прав и законных интересов граждан и организаций,
а также общественных и государственных
интересов. Это выражено в законодательном
закреплении направлений деятельности
органов прокуратуры [5].
Под направлениями деятельности
прокуратуры следует понимать те пути,
по которым Генеральный прокурор и подчиненные
ему прокуроры осуществляют надзор за
исполнением нормативных правовых актов,
достигают цели, выполняют возложенные
на них задачи [16, c. 190].
Реализуя возложенные на нее
законом задачи, прокуратура осуществляет
свою деятельность по следующим направлениям:
1) надзор за:
точным и единообразным исполнением
законов, декретов, указов и иных нормативных
правовых актов республиканскими органами
государственного управления и иными
государственными организациями, подчиненными
Совету Министров Республики Беларусь,
местными представительными и распорядительными
органами, общественными объединениями,
религиозными организациями и другими
организациями, должностными лицами и
иными гражданами, в том числе индивидуальными
предпринимателями (надзор за исполнением
законодательства);
исполнением законодательства
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности;
исполнением закона в ходе досудебного
производства, при производстве предварительного
следствия и дознания;
соответствием закону судебных
постановлений, а также за соблюдением
законодательства при их исполнении;
соблюдением законодательства
при исполнении наказания и иных мер уголовной
ответственности, а также мер принудительного
характера;
2) координация правоохранительной
деятельности государственных органов,
осуществляющих борьбу с преступностью
и коррупцией, а также деятельности
по борьбе с преступностью
иных организаций, участвующих в
борьбе с преступностью;
3) предварительное следствие
в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным
кодексом;
4) участие в рассмотрении
дел судами, поддержание государственного
обвинения.
Направления деятельности прокуратуры
неравнозначны и могут быть классифицированы
по трем видам. Первый вид образуют первое
направление – надзор за точным и единообразным
исполнением нормативных правовых актов,
который в свою очередь включает пять
видов деятельности, именуемых отраслями
прокурорского надзора [16, c. 67].
Второй вид включает второе
и третье направления, характерные для
работы органов прокуратуры в борьбе с
преступностью.
Третий вид составляют два важнейших
участка работы – участие в рассмотрении
дел судами и поддержание государственного
обвинения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному
можно сделать вывод, что необходимость
прокуратуры в государственном аппарате
объясняется следующими обстоятельствами:
во-первых, потребностью в обеспечении
общегосударственных интересов, прав
и свобод личности как одной из важнейших
целей; во-вторых, решением задачи по строительству
системы контроля, осуществляемого за
должностными лицами и государственными
служащими по оценке их работы с точки
зрения соответствия или несоответствия
поставленной цели и требованиям законности;
в-третьих, необходимостью надзора за
соблюдением законности; в-четвертых,
защитой территориальной целостности
страны; в-пятых, борьбой с преступностью
[17, c. 47].
Принадлежность прокуратуры
к механизму государства обусловлена
действующим законодательством, в
котором закрепляются ее властные
полномочия.
Содержание и пределы действия
прокуратуры зависят от позиции законодателя.
Тем не менее, работа прокуратуры совершается
в обширной сфере, куда входят государственное
управление, руководство в сфере финансово-хозяйственной
деятельности и т.д. Везде наблюдение вверяется
прокуратуре. В связи с чем, прокуратура
получает обще-контрольное значение. Отличие
прокуратуры от других контролирующих
органов состоит в объеме полномочий и
области их осуществления [17, c. 50].
Задачами прокуратуры являются
обеспечение верховенства права, законности
и правопорядка, защита прав и законных
интересов граждан и организаций, а также
общественных и государственных интересов
Прокуратура Республики Беларусь:
1) составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Республики Беларусь;
2) осуществляет полномочия
в пределах своей компетенции
независимо от органов государственной
власти и управления, должностных
лиц, средств массовой информации,
политических и иных общественных
и религиозных объединений в
соответствии с Конституцией
Республики Беларусь и Законами
Республики Беларусь;
3) принимает меры по
пресечению нарушений закона
от кого бы они не исходили, восстановлению
нарушенных прав и привлечению к установленной
законом ответственности лиц, допустивших
эти нарушения;
4) взаимодействует с другими
правоохранительными органами в
деле укрепления правопорядка;
5) действует гласно и
открыто в той мере, в какой
это не противоречит требованиям
закона об охране прав и
свобод личности, а равно государственной
и иной охраняемой законом
тайне.
Принципы организации и деятельности
прокуратуры Республики Беларусь являются
важнейшими исходными положениями, соблюдение
которых позволяет прокуратуре успешно
выполнять стоящие перед прокуратурой
задачи по осуществлению надзора за точным
и единообразным исполнением законов
в государстве.
Деятельность прокуратуры Республики
Беларусь основывается на таких принципах,
как принцип законности, единства и централизации,
равенство всех граждан перед законом,
независимости прокурора, подчиненности
нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам,
гласности, обязательности исполнения
требований прокурора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Кеник, А.А. Прокурорский надзор
/ А.А.Кеник. – Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.;
2.Рохлин, В.И. Прокурорский надзор
и государственный надзор: история, развитие,
понятие, соотношение/ В.И. Рохлин, В.Е.
Чиркин. – СПб.: Издательство Юридический
центр Пресс, 2003. – 529 с.;
3.Василевич, Г.А. Конституционное
право Республики Беларусь/ Г.А. Василевич.
– Минск: Книжный дом, Интерпрессервис,
2003. – 756 с.;
4.Василевич, Г.А. Конституция
Республики Беларусь. Научно-правовой
комментарий/ В.Г. Тихини, Г.А. Василевич,
М.И. Пастухов – Минск: Беларусь, 1996. –
223 с.;
5.О прокуратуре Республики
Беларусь: Закон Республики Беларусь от
8 мая 2007 г. № 220-З (Изменения и дополнения:Закон
Республики Беларусь от 10.07.2012 № 401-З)
// Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1666.;
6.Конституционное право: учеб.
Пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Юриспруденция»/Т.Т.
Озиев; под.ред. Б.С.Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА:
Закон и право, 2009 г.;
7.Хропанюк В.Н. Теория государства
и прав. / Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Изд-во «Интерстиль»,
«Омага-Л», – 2006 г. – С. 143 с.;
8.Об оперативно-розыскной деятельности:
Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999
г. № 289-З (Изменения и дополнения:Закон
Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.
№ 226-З) // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. – 2011. – №
4. – 2/1778. Правоохранительные органы : учебник
для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Юриспруденция»/ под ред. А.В. Ендольцевой,
О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка,- 6-еизд., перераб.
И доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009
г.;
9.Горшенев, В.М. Контроль как
правовая форма деятельности/ В.М. Горшнев,
И.Б. Шахов. – М., ТетраСистемс, 2006. – 524
с.;
10.Лазарев, В.В. Конституционное
право / В.В. Лазарев. – М.: Проспект, 1999.
– 220 с.;
11.Шобухин В.Ю.. Прокуратура
– основа надзорно- контрольной власти
в России.// Государство и право–2007г.;
12.Прокопов, А.А. Контрольно-надзорные
органы Республики Беларусь в механизме
государственной власти // Человек. Цивилизация.
Культура: тезисы докладов XI межвузовской
научно-теоретической конференции, Минск,
21 апреля 2006 г. : в 2 ч. / редколлегия: А.Н.
Алпеев [и другие]. – Минск : ЗАО Веды, 2006.
– Ч.2. – С. 291– 296с.;
13.Калинина Э.А. Общая теория
государства и права /Э. А. Калинина, А.
Л. Козик–Минск :Молодежное, 2011. – 159 с.;
14.Кулагин П. Прокуратура должна
стать органом президентской власти //
Законность. – 2001г.;
15. Кодавбович, В.А. Конституционное
право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович,
В.А. Круглов. – Минск; Новое знание, 2007.
– 575 с.;
16. Рыжаков А.П. Правоохранительные
органы. Учебник для вузов. — 2005 г.
–220с.;
17.Кошлевский, В.Д. Прокуратура
в системе органов государственной власти
Российской Федерации: теоретический
аспект. – Пенза: ОАО «ИПК «Пензенская
правда», 2007. – 164 с.;
18. Конституция Республики Беларусь
1994 года (с изменениями и дополнениями,
принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.: «Амалфея»,
2005. – 48 с.