Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:10, реферат
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.
Введение …………………………………………………………………….…….. стр. 3
Понятие и сущность прокурорского надзора ………………………….… стр. 4
Основные понятия прокурорского надзора ………………………..….... стр. 11
Отрасли прокурорского надзора …………………………...……………... стр.13
Общий надзор ………………………………………………….………. стр. 13
Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина ..…. стр. 14
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие …………………………………………………………………. стр.15
Заключение ………………………………………………………...……………. стр. 19
Литература ……………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
Прокурорский надзор
Реферат по <Прокурорскому надзору> студента
3-го курса очно-заочной формы обучения
Руководитель к.ю.н., доцент кафедры публичного права Р.И. Елагин.
|
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Прокурорский надзор –
самостоятельный, специфический вид
государственной деятельности. Эту
деятельность не могут осуществлять
кроме прокуратуры никакие
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.
1.Понятие и сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор –
специфическая деятельность государственных
федеральных органов
Из сказанного следуют принципиально важные положения.
Прокурорский надзор осуществляется
от имени государства – Российской
Федерации. Важность этого положения
заключается в том, что прокурор,
осуществляя надзор, представляет и
защищает общественные интересы не от
имени отдельных органов
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих властей.
Дело в том, что органы
прокуратуры занимают особое место
в государственной системе
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься:
а) специфический вид
б) самостоятельная отрасль юридической науки;
в) учебная дисциплина.
Изучая вопросы о сущности,
целях и задачах прокурорского
надзора, месте прокуратуры в
системе государственных
Выявление и реагирование
- комплексные понятия. Выявление
правонарушений возможно путем проведения
текущих и периодических
Понимание сущности прокурорского надзора невозможно без определения предмета надзора, ибо прокуроры надзирают за соблюдением Конституции в Российской Федерации, исполнением законов (в том числе соответствием законам правовых актов), различными, но вполне конкретными, субъектами правоприменительной деятельности.
В специальной литературе достаточно давно дискутируется вопрос о понятии предмета прокурорского надзора. В этой связи необходимо четко ориентироваться на текст действующего закона о прокуратуре, где в ст. 21, 27, 29, 32 предмет надзорной деятельности специально определен как исполнение законов конкретными субъектами (объектами) правоприменительной деятельности. Это и активная деятельность по выполнению предписаний закона, и соблюдение требований правовых норм, следование запретам, установленным законом.
Исполнение законов может выражаться в виде действий и (или) правовых актов. Правовые акты имеют форму документов.
Прокуратура осуществляет надзор
за исполнением законов, но не подзаконных
нормативных актов. Законы - это нормативные
акты, принятые высшим законодательным
органом или референдумом, обладающие
высшей юридической силой. В их число
входят Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные
В настоящее время прокуратура осуществляет надзор за исполнением Указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах. Международные договоры не требующие издания внутригосударственных актов для применения действуют в Российской Федерации непосредственно. Однако в любом случае эти правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
Многочисленные нарушения
Конституции Российской Федерации
со стороны органов
Для решения этой задачи прокуроры действующие на территории субъектов Федерации, в том числе автономных республик, реализуют свои полномочия от имени Российской Федерации.
К иным (кроме надзорной)
функциям относятся: уголовное преследование,
включая предварительное
В п.2 ст.1 Закона о прокуратуре определяются общие цели деятельности прокуратуры. При этом приоритеты отданы защите прав и свобод человека и гражданина. Это соответствует ст.2 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Названные цели определяют основные направления деятельности прокуратуры.
Прокуратура является важной и неотъемлемой частью механизма обеспечения законности в России. Мало принять хороший закон, надо его и реализовать. В связи с низким уровнем правосознания как рядовых граждан, так и должностных лиц, коррупцией, крайней обостренностью экономических и социальных проблем сделать это на практике чрезвычайно трудно.
В этих условиях прокуратура
призвана обеспечить единое понимание
и применение законов на всей территории
Российской Федерации, всеми субъектами
правоприменительной
В литературе весьма дискуссионным
является вопрос и о месте прокуратуры
в системе государственных
Одни авторы относят ее
к органам законодательной
Каждая из позиций имеет
свою теоретическую и практическую
основу. Вместе с тем, по мнению авторов
данного пособия, прокуратура занимает
особое место в системе
При проработке вопроса об отраслях прокурорского надзора, участках и направлениях деятельности прокуратуры следует обратить внимание на то, что в ст. 1 Закона о прокуратуре названы десять направлений деятельности.
В специальной литературе в их числе выделяются отрасли надзора, организационные и иные направления деятельности.
Отрасль надзора - это вид надзорной деятельности. Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказаний и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Для каждой отрасли надзора характерны специфический предмет надзора и особый круг полномочий.
Надзор за исполнением
законов судебными приставами впервые
предусмотрен Федеральным Законом
от 10 февраля 1999 г. (ФЗ от 10 февраля 1999 №31-ФЗ).
Вместе с тем соответствующего блока
статей по данному направлению
Подразделения по надзору
за законностью постановлений
Подразделения по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе рассматривают обращения лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов - исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдения заявителем установленного законодательством порядка апелляционного и кассационного обжалования).