Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:10, реферат
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.
Введение …………………………………………………………………….…….. стр. 3
Понятие и сущность прокурорского надзора ………………………….… стр. 4
Основные понятия прокурорского надзора ………………………..….... стр. 11
Отрасли прокурорского надзора …………………………...……………... стр.13
Общий надзор ………………………………………………….………. стр. 13
Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина ..…. стр. 14
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие …………………………………………………………………. стр.15
Заключение ………………………………………………………...……………. стр. 19
Литература ……………………
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законам, возбуждает уголовное дело или производство об административном правоотношении, требует привлечения лиц, нарушившим закон, к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор и его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗоП:
- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
- вносит представление об устранении нарушений закона.
3.2. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Статья 26 ФЗоП определяет, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 27 ФЗоП. Они выражаются в том, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗоП;
- при наличии оснований полагать, что нарушений прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;
- в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях;
- в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает всуде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
3.3. Надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
В системе отраслей прокурорского
надзора рассматриваемая
Предметом надзора служат:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- установленный законом порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемых этими органами;
- исполнение закона при проведении расследования и принятии органами дознания и следователем решений – ст. 29 ФЗоП.
В отличие от всех других отраслей прокурорского надзора данная отрасль характеризуется тем, что в ней прокурор не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их. В этом находит выражение властно-распорядительный характер деятельности прокурора. В процессе осуществления надзора он дает органам дознания и следователю обязательных для них указания. Только в установленных законом случаях следователь вправе согласиться с ними и представить дело вышестоящему прокурору с изложением своих возражений. Как руководитель расследования прокурор осуществляет надзор систематически вне зависимости от того, поступили ли какие-либо сведения о нарушении закона или нет.
Полномочия прокуроров по надзору за исполнение законов в соответствии с ФЗоП определены уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами в частности Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 ФЗоП указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания и предварительного следствия, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
К предмету надзора, как уже
указывалось ранее, отнесено исполнение
закона органами, осуществляющими оперативно-
В процессе осуществления
надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
В процессе надзора за исполнением
законов при расследовании
Указание – обращение прокурора, даваемое в связи с возбуждение и расследованием уголовного дела, которое является для органа дознания или следователя обязательным. Несогласие с ними и их обжалование не приостанавливают исполнения этих указаний. Обеспечивая процессуальную независимость следователя как основного субъекта расследования преступления, закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, классификации преступления, об объеме обвинения, о направлении дела в суд или прекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь вправе не выполнять указания прокурора и предоставить дело вышестоящему прокурору со своими возражениями.
Постановление – решение, принимаемое прокурором по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконного постановления следователя и т.д.
Представление – требование прокурора, внесенное в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствующих совершению преступлений. Представление может быть внесено руководителю органа дознания в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах поставлен в известность прокурор.
Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого: заключение под стражу, залог, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение от должности.
Утверждение применяется прокурором в случаях, когда решение, принято следователем, в последующих стадиях производства по делу становится прокурорским решением, например обвинительное заключение.
Согласие – мнение прокурора, которое должно быть получено следователем при решении вопроса о прекращении дела по основаниям.
Реализация этих, как и
многих других, надзорных полномочий
прокурора в сочетании с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность прокуратуры во всех направлениях носит отчетливо выраженный юрисдикционный, правоохранительный характер. Российская прокуратура – орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них:
а) предупреждение о необходимости нарушения закона;
б) принесение протеста;
в) вынесение постановления;
г) вынесение постановления
о возбуждении
д) возбуждение уголовного дела, за совершившее преступление.
Органы прокуратуры
Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной или иной охраняемой законом тайне; они информируют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. М. 1993 г.
2. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» 1995 г. (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», 1999 г.
4. Методические рекомендации
от 10.12.1993 г. №6-33-93. "Об организации
работы по повышению
5. Безлепктн Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвакатура России: Учебник, М.: Юристъ, 2001.
6. Козусев А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Монография. М., 2001.
7. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ.ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2003.
8. Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1996.
9. Судебная система России: Учебное пособие. М.: Дело, 2001.
10. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. / Под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. М.: Проспект, 2001.
11. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. 1997. № 8.