Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:10, реферат
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.
Введение …………………………………………………………………….…….. стр. 3
Понятие и сущность прокурорского надзора ………………………….… стр. 4
Основные понятия прокурорского надзора ………………………..….... стр. 11
Отрасли прокурорского надзора …………………………...……………... стр.13
Общий надзор ………………………………………………….………. стр. 13
Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина ..…. стр. 14
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие …………………………………………………………………. стр.15
Заключение ………………………………………………………...……………. стр. 19
Литература ……………………
Следственные подразделения
разрешают заявления и
Не является, по мнению авторов,
самостоятельным направлением деятельности
прокуратуры уголовное
В то же время применительно к отрасли надзора за исполнением законов (общий надзор) прокуроры вправе возбуждать уголовные дела по фактам преступлений выявленных в ходе общенадзорных проверок. Кроме того, органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения в суде, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений судов и т. д.
Таким образом, уголовное преследование не может считаться отдельным, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры. Эта функция реализуется комплексно, в различных отраслях надзорной деятельности.
К организационным направлениям деятельности относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество и участие в правотворческой деятельности.
Анализируя роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.
Координация в переводе с латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.
Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация - это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.
Цель координации - повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Организационное руководство
деятельностью
При освещении вопроса
об участии прокуратуры в
Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных актов.
В Генеральной прокуратуре действует управление правового обеспечения. Работа управления строится наполугодового планирования и проводится совместно со структурными подразделениями аппарата, научными и образовательными учреждениями прокуратуры.
При выполнении работ, связанных с участием прокуроров в правотворческой деятельности, органы прокуратуры руководствуются Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. №47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» и указанием заместителя Генерального прокурора от 20 декабря 1996 года №75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации». Изложенные в этих ведомственных нормативных актах требования, призваны обеспечить исчерпывающую информированность прокуратуры о планах законотворческой деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, своевременное и активное влияние на концепцию и редакцию законов. В случае, когда принятие законов противоречащих Конституции РФ и Федеральному законодательству, предотвратить не удается, прокуроры субъектов Федерации обязаны незамедлительно принимать необходимые меры и, в частности, информировать о данных фактах руководство Генеральной прокуратуры или управление правового обеспечения.
Говоря о международном
сотрудничестве Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, необходимо подчеркнуть,
что действующий закон о
Следует особо отметить руководящие
принципы для предупреждения организованной
преступности и борьбы с ней (приняты
Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению
преступности и обращению с
2. Основные понятия прокурорского надзора
Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора.
Коренным понятием прокурорского надзора является понятие «прокурор».
Прокурор – это физическое
лицо, состоящее на постоянной или
временной службе в органах прокуратуры,
принятое на работу в порядке, установленном
Законом о прокуратуре и
Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорский надзор – понятие, характеризующее:
1) основную функцию прокуратуры как специфичного вида государственной деятельности;
2) отрасль юридической науки;
3) учебную дисциплину.
Прокуратура как федеральный
государственный орган
Прокурорский надзор как
отрасль юридической науки
Предмет прокурорского надзора.
Из рассмотренного выше понятия прокурорского
надзора как вида государственной
деятельности, отрасли юридической
науки и учебной дисциплины вытекает,
что каждое из них имеет свой предмет,
которые нередко путают. Так, под
предметом прокурорского
Перечень этих лиц определен
в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из
текста этой же статьи следует, что
в предмет прокурорского
Объекты и субъекты прокурорского
надзора. Эти два понятия тесно
связаны между собой, хотя и существенно
различаются по содержанию, поэтому
на практике, да и в юридической
литературе нередки случаи неправильного
применения каждого из них, когда
объект называют субъектом и наоборот.
Под объектом прокурорского надзора
следует понимать предприятия, учреждения,
организации и другие органы в
которых проводятся прокурорские проверки
исполнения законов. Субъектом прокурорского
надзора следует считать
3. Отрасли прокурорского надзора
Отраслями прокурорского надзора признаются:
- надзор за исполнением законов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
3.1. Общий надзор
Согласно ст. 21 ФЗоП предметом данной отрасли надзора являются:
- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора регламентированы ст. 22 ФЗоП. Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 ФЗоП, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;