Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….. стр. 3
Понятие и сущность прокурорского надзора ………………………….… стр. 4
Основные понятия прокурорского надзора ………………………..….... стр. 11
Отрасли прокурорского надзора …………………………...……………... стр.13
Общий надзор ………………………………………………….………. стр. 13
Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина ..…. стр. 14
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие …………………………………………………………………. стр.15
Заключение ………………………………………………………...……………. стр. 19
Литература ……………………

Файлы: 1 файл

Реферат по Прокурорскому надзору.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Следственные подразделения  разрешают заявления и сообщения  о совершенных или подготовляемых судебными приставами при осуществлении  своих полномочий преступлениях, а  также расследуют такие преступления.

Не является, по мнению авторов, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры уголовное преследование  за совершенные преступления. В специальной  литературе совершенно обоснованно  подчеркивается, что эта функция  является составной и неотъемлемой частью деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью. Так, в процессе осуществления надзора за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор вправе возбуждать уголовные дела, давать указания о  привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступлений и т. д. Прокуроры могут принимать  к своему производству любое уголовное  дело, участвовать в производстве дознания и предварительного следствия  и др.

В то же время применительно  к отрасли надзора за исполнением  законов (общий надзор) прокуроры  вправе возбуждать уголовные дела по фактам преступлений выявленных в ходе общенадзорных проверок. Кроме того, органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения в суде, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений судов и т. д.

Таким образом, уголовное  преследование не может считаться  отдельным, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры. Эта функция  реализуется комплексно, в различных  отраслях надзорной деятельности.

К организационным направлениям деятельности относятся координация  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью, международное  сотрудничество и участие в правотворческой  деятельности.

Анализируя роль прокуратуры  в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.

Координация в переводе с  латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.

Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью координация - это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции  способами и методами, свойственными  каждому из участников координации.

Цель координации - повышение  эффективности борьбы с преступностью  за счет комплексного использования  потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем  разработки и реализации согласованных  мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и  условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной  законом ответственности.

Организационное руководство  деятельностью правоохранительных органов по борьбе с преступностью  прокуроры осуществляют на основе равенства  и самостоятельности всех участников координации и в тоже время  персональной ответственности руководителей  правоохранительных органов за выполнение согласованных решений.

При освещении вопроса  об участии прокуратуры в правотворческой  деятельности следует учесть, что  успешное решение органами прокуратуры  своих задач во многом зависит  от того насколько динамично будет  совершенствоваться законодательство.

Генеральный прокурор и подчиненные  ему прокуроры вправе вносить  в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной  инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о  принятии законов и иных нормативных  актов.

В Генеральной прокуратуре  действует управление правового  обеспечения. Работа управления строится наполугодового планирования и проводится совместно со структурными подразделениями  аппарата, научными и образовательными учреждениями прокуратуры.

При выполнении работ, связанных  с участием прокуроров в правотворческой  деятельности, органы прокуратуры руководствуются  Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. №47 «Об участии органов  и учреждений прокуратуры в правотворческой  деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» и указанием заместителя Генерального прокурора от 20 декабря 1996 года №75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации». Изложенные в этих ведомственных нормативных актах требования, призваны обеспечить исчерпывающую информированность прокуратуры о планах законотворческой деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, своевременное и активное влияние на концепцию и редакцию законов. В случае, когда принятие законов противоречащих Конституции РФ и Федеральному законодательству, предотвратить не удается, прокуроры субъектов Федерации обязаны незамедлительно принимать необходимые меры и, в частности, информировать о данных фактах руководство Генеральной прокуратуры или управление правового обеспечения.

Говоря о международном  сотрудничестве Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что действующий закон о прокуратуре  Российской Федерации предоставляет  Генеральной прокуратуре достаточно широкий круг полномочий по осуществлению  международного сотрудничества. Наряду с Российским законодательством  прокуратура, в данном случае, руководствуется  и нормами значительного числа  международных соглашений, конвенций, стандартов и норм. Эти документы  затрагивают проблемы защиты прав и  свобод человека и гражданина, борьбы преступности и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицами совершившими преступления и т. д. В их числе «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Пекинские правила», «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней», «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» и многие другие.

Следует особо отметить руководящие  принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты  Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). В комплексе вопросов этого документа, наибольшую важность для прокуратуры представляют нормы регламентирующие: создание и расширение базы данных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, о финансовых документах и правонарушителях; порядок передачи материалов судебного разбирательства, а также производства экстрадации; сбор и анализ информации в отношении международной организованной преступности; проведение конференций с участием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры и др.

 

2. Основные понятия  прокурорского надзора

Теория и практика прокурорского  надзора выработала целый ряд  понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными  и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно  сказывается на эффективности прокурорского  надзора.

Коренным понятием прокурорского  надзора является понятие «прокурор».

Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или  временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном  Законом о прокуратуре и исполняющее  должностные обязанности, предусмотренные  тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме  того, это понятие охватывает должности  заместителей Генерального прокурора  РФ, его советников и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших  помощников, старших прокуроров и  прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе  прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники  органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях  военной прокуратуры). Прокурорскими  работниками обычно являются научные  и педагогические работники учреждений прокуратуры и иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор –  понятие, характеризующее:

1) основную функцию прокуратуры как специфичного вида государственной деятельности;

2) отрасль юридической науки;

3) учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный  государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование  преступлений, участие в рассмотрение дел судами, в правотворческой  деятельности и другие), важнейшей  из которых является надзор за исполнением  законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия  «прокурорский надзор» применительно  к деятельности прокурора подразумевает  проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих  на территории РФ или любого из них  в каждом конкретном случае.

Прокурорский надзор как  отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления  надзора и т.д. Как отрасль науки  прокурорский надзор тесно связан с  такими самостоятельными отраслями  юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности, отрасли юридической  науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые нередко путают. Так, под  предметом прокурорского надзора  следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которых  направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокуррского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц определен  в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что  в предмет прокурорского надзора  не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также  судебные органы.

Объекты и субъекты прокурорского  надзора. Эти два понятия тесно  связаны между собой, хотя и существенно  различаются по содержанию, поэтому  на практике, да и в юридической  литературе нередки случаи неправильного  применения каждого из них, когда  объект называют субъектом и наоборот. Под объектом прокурорского надзора  следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы в  которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского  надзора следует считать участников прокурорско-надзорных инстанций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отрасли прокурорского  надзора

Отраслями прокурорского  надзора признаются:

- надзор за исполнением законов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

3.1. Общий надзор

Согласно ст. 21 ФЗоП предметом данной отрасли надзора являются:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

При осуществлении надзора  за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов  проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих  принятия мер прокурором.

Полномочия прокурора  при осуществлении общего надзора  регламентированы ст. 22 ФЗоП. Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 ФЗоП, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;

- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;

Информация о работе Прокурорский надзор