Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена появлением в гражданско-процессуальном законодательстве института мировых судей, связанного с переходом России к рыночным отношениям, развитием экономических отношений, повышением количества заключаемых договоров, соглашений и сделок.
Изменение политического курса страны на демократизацию деятельности государственных органов, повлекла соответствующие изменения и в судебной системе страны, в том числе и районных судов.
В условиях построения правового государства в нашей стране к одним из факторов эффективного функционирования юридических институтов является создание наиболее адекватных рыночной экономике форм обеспечения прав и свобод граждан.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Мировые судьи…………………………………………………………
1.1. Полномочия и общая организация деятельности мировых судей……..
1.2. Статус мировых судей.……………………………………………………..
1.3. Принципы деятельности судей…………………………………………….
Глава 2. Районные суды…………………………………………………………
2.1. Районный народный суд - основное звено системы общих судов……..
2.2. Полномочия районного суда………………………………………………
2.3. Основные права и обязанности районных судей………………………...
2.4. Состав суда…………………………………………………………………..
2.5. Организация работы в районном суде……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография………………………………………………………
Введение………………………………………………………… Глава 1. Мировые судьи………………………………………………………… 1.1. Полномочия и общая 1.2. Статус мировых судей.…………………………………………………….. 1.3. Принципы деятельности судей……………………………………………. Глава 2. Районные суды………………………………………………………… 2.1. Районный народный суд - основное звено системы общих судов…….. 2.2. Полномочия районного суда……………………………………………… 2.3. Основные права и обязанности районных судей………………………... 2.4. Состав суда…………………………………………………………………. 2.5. Организация работы в районном суде…………………………………….. Заключение…………………………………………………… Библиография……………………………………………… |
..3 ..4 ..4 ..7 ..8 .12 .12 .13 .19 .21 .22 .27 .29 |
Актуальность темы работы обусловлена появлением в гражданско-процессуальном законодательстве института мировых судей, связанного с переходом России к рыночным отношениям, развитием экономических отношений, повышением количества заключаемых договоров, соглашений и сделок.
Изменение политического курса страны на демократизацию деятельности государственных органов, повлекла соответствующие изменения и в судебной системе страны, в том числе и районных судов.
В условиях построения правового государства в нашей стране к одним из факторов эффективного функционирования юридических институтов является создание наиболее адекватных рыночной экономике форм обеспечения прав и свобод граждан.
Давая общую характеристику рассматриваемых судебных органов следует отметить что они являются по своему характеру правоохранительными органами. Конечно, данный термин имеет в известной мере условный характер. Под ним понимается задачи и функции обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан. Обоснованность выделения мировых судей и районных судов отдельную категорию состоит в том, что они в силу прямого указания в законе и специфического статуса своими основными профессиональными задачами и функциями имеют обеспечение законности и правопорядка.
Цель работы: изучение деятельности институтов мировых судей и районных судов.
Задачи работы:
1. Исследование полномочий
и общей организации
2. Характеристика статуса и принципов деятельности мировых судей.
3. Определение состава районного суда.
4. Исследование полномочий
5. Изучение основных прав и обязанности районных судей, организации
работы районного суда.
ГЛАВА 1. МИРОВЫЕ СУДЬИ
1.1. Полномочия
и общая организация
Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.
Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации1.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполне-
нию на всей территории Российской Федерации.
На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.2
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»3 мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации. Практическое решение этого вопроса зависит от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (обеспечения помещением, оплаты труда работников, аппарата, финансирования дополнительных расходов и др.).
Судебные участки и должности
мировых судей создаются и упраздняются
законами субъектов Российской Федерации.
Судебные участки создаются из расчета
численности населения на одном участке
от 15 до 30 тыс. чел. В административно-
Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.
Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются).4
Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.
Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъя-
тия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет.5
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей.6
Статус мировых судей, как и всех судей Российской Федерации, определяется Конституцией РФ, и Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст.2 п.1). Безусловно, судье даются широкие права и полномочия, но и требования предъявляемые к нему — немалые. Конституцией установлено, что судьи независимы и подчиняемы только закону и Конституции (ст.120 п.1). Согласно ст.121 Конституции судьи несменяемы. Это важный шаг вперед в построении демократического общества, особенно учитывая мафиозные наклонности власть имущих. Принцип несменяемости судей является одним из основополагающих демократических начал деятельности суда, а также служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей. В соответствии со статьей 13 Закона о статусе судей полномочия судей прекращаются в случае:
1) письменного заявления судьи об отставке;
2) продолжения судьей деятельности, не совместимой с его деятельностью, несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии судей или приостановления его полномочий;
3) истечения срока полномочий — для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеются ввиду мировые судьи, судьи федеральных районных судов, судьи военных судов);
4) состоявшегося о нем и вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;
5) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
6) утраты судьей гражданства РФ;
7) объявления его умершим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу;
8) смерти судьи;
9) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи;
10) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
1.3. Принципы деятельности судей
Одной из дополнительных гарантий соблюдения прав судьи являются статьи Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон о статусе судей РФ”. Изменение к ст. 14 п.2, в частности, которое говорит о том, что решение соответствующей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Кроме того, в соответствии со статьей Закона о статусе судей, полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случаях, если:
1) было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на его заключение под стражу;
2) судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;
3) судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;
4) судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда вступившим в законную силу.
Один из важнейших принципов, закрепленных в Конституции (ст. 122), - неприкосновенность судей. Этот принцип - одновременно гарантия независимости судей. В статье 16 Закона о статусе судей установлена система гарантий обеспечения неприкосновенности судей. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но также на имущество, служебное помещение, жилище, транспорт и корреспонденцию (ст. 16 п.1). Кроме того, судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности (ст. 16 п.2). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором, при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 16 п.3).
В Законе о статусе судей статья 9 отводится под важнейший вопрос — “Гарантии независимости судей”. Независимость судьи, согласно этого Закона, обеспечивается:
1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
2) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;