Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:55, курсовая работа
Сегодня создается большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. В свою очередь это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых юридческими лицами. Это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой – равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов. Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (например, при налогообложении, в области таможенных отношений и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной и пр.).
Введение.
Глава 1. Общее понятие административной ответственности.
Понятие и основные признаки административной ответственности.
Структура административной ответственности.
Глава 2. Реализация административно правовых санкций за совершение правонарушений юридическими лицами.
2.1. Понятие вины юридического лица в административном законодательстве.
2.2. Виды правонарушений и наказаний юридических лиц к административной ответственности.
2.3. Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
- Осуществление
- Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
- Нарушение законодательства о рекламе;
- Продажа товаров,
выполнение работ либо
- Нарушение порядка ценообразования;
- Обман потребителей
и нарушение иных прав
- Незаконное использование товарного знака;
- Незаконное получение кредита;
- Фиктивное или преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве;
- Нарушение правил
продажи отдельных видов
- Нарушение правил
продажи этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции,
его незаконные производство, поставка
или закупка, а также использов
- Нарушение законодательства об экспортном контроле;
- Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;
- Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения;
- Нарушение законодательства о лотереях.
Общий объект данных правонарушений
можно охарактеризовать как правила
осуществления
Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Юридическое лицо и должностное лицо знают о том, что запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушениями в организации или производстве той или иной услуги, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.
Размер причиненного
вреда может стать
Рассмотрим ответственность юридических лиц за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Данная ответственность предусмотрена главой 15 КоАП РФ, в которой имеются следующие составы правонарушений:
- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
- Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
- Нарушение сроков
представления налоговой
- Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и другие.
Практика налоговых органов при рассмотрении дел об административных налоговых правонарушениях свидетельствует о необоснованном применении административного законодательства и привлечении учредителей (участников) юридических лиц к административной ответственности за совершение налоговых правонарушений. О фактах подобных противоречий в практике отмечает ряд исследователей.
В случае возникновения указанных ситуаций следует исходить из следующего.
В соответствии со ст.56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Юридическое лицо участвует в гражданском обороте посредством действий своих органов, а именно руководителя юридического лица. В связи с чем административная ответственность за нарушения налогового законодательства может применяться только к должностным лицам организации.
На практике, юридическое лицо, зачастую отрицает свою ответственность ссылаясь на трудовой договор с работником, по вине которого произошло административное правонарушение. Но это не освобождает юридическое лицо от ответственности, т.к. наличие трудового договора с работником, допустившим административное нарушение, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является.
Стоит заметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива. Иногда организациям удается избежать ответственности .
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г. Уфы 02.06.2008 проведена проверка торговой точки, принадлежащей ООО "Ла Пиэль", в ходе которой установлен факт продажи продавцом одной мужской куртки из натуральной кожи без применения контрольно-кассовой машины.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 02.06.2008 N 144130, протоколе об административном правонарушении от 02.06.2008 N 144130/3. Постановлением налогового органа от 05.05.2008 N 4110 000 "Ла Пиэль" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей, которое оспорено заявителем в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования и отменяя постановление налогового органа, арбитражный суд исходил из отсутствия вины в действиях ООО "Ла Пиэль".
Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Проблемный вопрос не разрешен и в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2008 г. №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 настоящего Кодекса, за неприменение контрольно-кассовых машин».
Это не единственный проблемный практический вопрос. Как отмечают практики, обзор судебной практики по налоговым спорам организаций (юридических лиц) показывает, что, в основном, вынесение налоговыми органами решений о привлечении организаций к налоговой ответственности (административной ответственности) за правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ, происходит без установления вины должностных лиц данных организаций, хотя таковая является непременным условием привлечения к ответственности организации - нарушителя налогового законодательства.
Однако, разработанный
налоговым органом
- изложение обстоятельств
совершенного организацией
- документы и иные
сведения, которые подтверждают
указанные обстоятельства, а также
обстоятельства отягчающие
- оценку представленных
организацией доказательств,
Таким образом, на практике презумпция невиновности юридического лица, остается декларацией.
Заключение.
Итак, итоги по проделанному исследованию.
1. Административную
2 Административная
ответственность как институт
административного права
3. Административная
4. Виновность - ключевой признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение юридическим лицом установленных правил влечет административную ответственность.
5. Как показывает исследование, на практике возникают ошибки в связи с привлечением к административной ответственности юридических лиц. Допускают такие ошибки, в том числе, и судебные органы.
На сегодняшний день 60—70% составов правонарушений нового Кодекса об административных правонарушениях предусматривают ответственность юридических лиц.
С принятием КоАП значительно была расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы административной ответственности, в том числе и юридических лиц, установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Можно сказать, что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих кодифицированных актов о юридической ответственности
1 Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2000. С. 22.
2 Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Под ред.
Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29.
3 Административное право в вопросах и ответах : Учебное пособие. – М: Юристъ, 2004. – 237 с.
* Выделенные слова вступают в силу с 1 января 2011 года ( Федеральный закон от 08. 05. 2010 № 83 ФЗ)
5 . Кизилов В. Практика привлечения к налоговой (административной) ответственности организаций и построение защиты интересов организаций в налоговых спорах // Хозяйство и право. С. 98- №9. - 2006 г.