Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 07:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных направлений развития государственной службы в РФ.
Задачи:
Проанализировать характер изменений правовых основ государственной службы по Конституции РФ 1993 года;
Рассмотреть развитие законодательство о госслубже;
Выявить основные направления и перспективы развития современного права государственной службы РФ.
Федеральное агентство по образованию | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | ||
(ГОУВПО «АмГУ») | ||
Факультет Юридический | ||
Кафедра Конституционного права | ||
Специальность 030501 - Юриспруденция | ||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||
на тему: Реформа государственной службы в РФ: основные направления современного развития | ||
по дисциплине Административное право | ||
Исполнитель | ||
студент группы 923 |
_____________________ |
Д.В. Глек |
подпись, дата |
И.О.Ф | |
Руководитель |
||
ассистент кафедры |
_____________________ |
Д.С. Васильева |
должность, степень, звание |
подпись, дата |
И.О.Ф. |
Нормоконтроль |
_____________________ |
Д.С. Васильева |
ассистент кафедры должность, степень, звание |
подпись, дата |
И.О.Ф. |
|
Благовещенск 2010 |
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 45 с., 27 источников, 2 приложения.
Государственная служба, гражданская служба, правоохранительная служба и военная служба, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственных должностях Российской Федерации».
Сегодня в Российской Федерации продолжается активная реформа государственной службы. Суть реформы заключается в адаптации модели государственной службы к фундаментальным изменениям в экономике и обществе в целом. Основанием для реформирования государственной службы стал Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», который юридически закрепляет видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее видов. В ходе 20-летних реформ реализована программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», продленная на период 2006 - 2007 годов, и сегодня реализуется Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», которая позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы.
Содержание
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. Главный интерес специалистов и общества к проблеме реформирования государственной службы связан, прежде всего, с изменением характера взаимодействия государственной службы с гражданами, их объединениями, институтами гражданского общества, а также с процессом обновления форм и методов практического участия граждан в осуществлении целей и функций государства.
Реформирование государственной службы призвано найти ответы на вызовы постиндустриального, высокотехнологичного информационного общества, становящегося реальностью в ведущих странах Запада и перспективой развития России. Реформирование государственной службы в России призвано решить и ряд специфических проблем, связанных с задачей построения нового, дееспособного, «сильного», демократического государства и создания соответствующей этому государству эффективной государственной службы, что требует серьезного научного осмысления новых условий и способов функционирования государственной службы, предопределяющих выбор модели ее реформирования. Старая модель государственной службы в силу действия объективных и субъективных факторов оказалась частично демонтированной, а новая, эффективная модель государственной службы находится в стадии активного формирования и перестройки.
В этой связи закономерен интерес специалистов к проблематике реформирования государственной службы как процесса радикальной перестройки взаимоотношений государственной службы с гражданами и гражданским обществом в целом, обусловленного целенаправленными действиями политического руководства. В последние десятилетия многие российские ученые активно занимаются вопросами реформирования государственной службы.
Российская
литература, изучающая вопросы государственно-
Современные вопросы и проблемы реформирования системы государственной службы достаточно широко отражены в специальных журналах и аналитических вестниках авторами Г. А. Банных, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Буравлевым, В.П. Ивановым, Черкасовым К.В. и др.
Для уяснения структуры и функционирования государственной службы безусловное значение имеют законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственных должностях Российской Федерации» и т.п.
Целью курсовой работы является исследование основных направлений развития государственной службы в РФ.
Задачи:
1 Развитие правовых
основ государственной службы
по Конституции Российской Феде
В декабре 1993 года была принята новая Конституция – основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном, и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом1.
Конституция Российской Федерации закрепляла полномочия за носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях2.
Конституция Российской Федерации играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. В конечном итоге именно она определяет, какие государственные должности Российской Федерации относятся к категории «А» и в чем состоят их отличия от государственных должностей государственной службы (категорий «Б» и «В»), что имеет основополагающее значение при изучении всех других вопросов государственной службы. В ней определена также компетенция Президента, Совета Федерации и Государственный Думы по назначению на должность и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и такие принципы, как равный доступ к государственной службе, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов3. (Приложение Б)
Если говорить о федеральной государственной службе, то согласно ст. 71 Конституции РФ она находится в исключительном ведении Российской Федерации. Федеральная государственная служба сама по себе не однородна. Она включает: федеральную государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу4.
До 1993 г. все служащие государственных организаций в законодательстве, на практике и в науке признавались государственными служащими. Конституцией Российской Федерации определяются только должности, для непосредственного выполнения полномочий государственных органов (президент, председатель правительства, руководители органов законодательной и исполнительной властей, депутаты, министры, судьи и др.). Это государственные должности категории А5. А должности групп Б и В регулируются законодательством о государственной службе.
В Конституции Российской Федерации (ст. 37 - право на труд, ст. 32 - равный доступ к государственной службе), что предполагает не только право на занятие государственной должности, но и продвижение по ней6.
Конституция РФ (ст. 71), в частности, определяет, что наиболее важные вопросы, связанные с устройством и деятельностью правоохранительных органов, находятся в исключительном ведении Российской Федерации (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и т.д.). Ряд вопросов отнесен Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72): защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, деятельность адвокатуры и нотариата, кадры судебных и правоохранительных органов, административное законодательство и т.д.7
Таким образом, Конституция Российской Федерации заложила новые структурные основы государственной службы, которые определяются основными демократическими принципами, которые в свою очередь определили изменение нормативно-правовой базы о систем е государственной службы.
Наряду с Конституцией РФ и базовыми федеральными законами правовые основы государственной службы также составляют нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также ряд важных судебных решений.
23 ноября 1991 г. первый заместитель Председателя Правительства РСФСР Г. Бурбулис подписал Постановление Правительства РСФСР о создании Департамента государственной службы РСФСР, преобразованное Указом Президента РСФСР в Главное управление по под готовке кадров при Правительстве Российской Федерации, так называемые Роскадры России, просуществовавшие до весны 1994 г. Этот орган нельзя было назвать полноценным органом по управлению государственной службой, поскольку он не был наделен полномочиями по профессиональному отбору и карьерному росту государственных служащих, а также не обладал ясными (урегулированными) организационными взаимоотношениями с другими государственными органами8.
В законодательстве долгое время понятие «государственная служба» не фиксировалось. Впервые оно было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», где под государственной службой понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов9.
Это первый закон новой России, регламентирующий статус государственной службы на общегосударственном уровне. Его важной особенностью является то, что он создает как нормы прямого действия, которые не могут быть дополнены субъектами Федерации, так и нормы, которые могут быть дополнены последними. В частности, согласно ст. 13 Закона виды поощрения и порядок их применения могут быть предусмотрены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Подобный подход заложен в п. 5 ст. 6 -требования, предъявляемые к государственным должностям госслужбы; п. 5 ст. 15 - гарантии, предусматриваемые для госслужащего; ст. 16 -денежное содержание и ряде других. Подчеркнем еще раз: Конституция и основы содержат положения, относящиеся как к федеральной службе, так и к службе субъектов Федерации10.
Имевшаяся неопределенность механизмов функционирования, неточности в разделении полномочий и государственных служащих по видам и уровням государственной службы привели к противоречиям в механизмах функционирования государственной службы (в частности, ряд положений Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» воплотили в себе несколько несовместимых тенденций развития государственной службы), к дублированию и неоправданному разрастанию функций и полномочий органов исполнительной власти. Например, работодателем для государственного служащего являлся, в соответствии с данным федеральным законом, отдельный государственный орган, что противоречило положению о единых основах государственной службы; отсутствие видов государственной службы влекло за собой дублирование должностных обязанностей по правоохранительным, военным и гражданским должностям государственной службы (из-за чего начал развиваться институт прикомандирования к государственным органам), и т.д.11
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения государственной службы. Основная цель Закона – создание единой общефедеральной правовой базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Это должно способствовать утверждению единой системы государственной власти в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности. Закон способствует развитию правовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Закон является базовым для законодательных и других нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. В соответствие с ним должны быть приведены и ранее принятые акты по вопросам государственной службы12.
Информация о работе Реформа государственной службы в РФ: основные направления современного развития