Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 11:27, курсовая работа
Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность ещё в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определённой мере участвовать в процессе « правотворчества».
МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Южный федеральный университет
Юридический факультет
Кафедра государственного ( конституционного) права
Курсовая работа
На
тему: « Реформы статуса
Профессор, д.ю.н.
Овсепян Жанна Иосифовна
Выполнила:
Студенка 2 курса 7 группы
Дневного отделения
Чолакян Ева Лижентовна
(Моб.тел.: 8-918-58-100-75)
Г. Ростов-на-Дону
2012 год
Введение. Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991г. и вынесший своё первое решение в январе 1992г. в своё время задумывался как институт, способный саморазвиваться.
Поскольку Конституционный суд
начал свою деятельность ещё в
условиях существования СССР, его
роль и место в структуре власти
и в системе правовых органов
менялась. Первоначально он выполнял
лишь роль вспомогательного органа при
Верховном Совете СССР. Затем, после
внесения в ранее действовавшую
Конституцию ст.165-1, он, несмотря на
запрещение закона, получил право
исследовать факты и в
Сегодня в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основными целями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» являются:
- Конкретизация статуса
- Развитие гарантий, препятствующих
превращению данного судебного
органа в элемент
- Повышение роли
- Совершенствование структуры
и организации деятельности
- Расширение коллегиальных
1. Понятие и значение Конституционного контроля как формы деятельности конституционного правосудия.
Конституционный контроль является необходимым атрибутом демократически организованного государства. Он важнейший элемент построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением эволюции правовой системы. Целью органов конституционного контроля Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции государства на всей его территории.
Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного контроля, который осуществлялся Верховным судом СССР в 20-е-30-е годы.
Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля:
Парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд.
Роль и компетенции органов
конституционного контроля в разных
государствах различны, но у всех есть
одна общая сфера деятельности -
проверка конституционности нормативных
актов. В этом заключается основная
функция и российского
Итак, главнейшим органом конституционного
контроля в Российской Федерации
является Конституционный суд Российской
Федерации. В Федеральном законе
о Конституционном суде РФ 1994г. было
снято определение
Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия нашего отечественного органа конституционного контроля, можно рассматривать, как предоставленный нашей стране реальный шанс занять достойное место в системе цивилизованных правовых государств.
2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в сфере осуществления конституционного контроля
1.«Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводство».
В нём чётко определены характер,
сущность и место Конституционного
суда в системе органов
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии
Конституции Российской
- федеральных законов,
- конституций республик,
- договоров между органами
- ещё не вступивших в силу
международных договоров
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Принят Государственной Думой РФ24 июня 1994 года. Одобрен Советом Федерации РФ 12 июля 1994 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ)
2. Разрешать споры от
- между федеральными органами государственной власти.
- между органами
- между высшими
3.Проверять конституционность
закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле,
по жалобам на нарушения
4. Давать толкование Конституции РФ.
5.Давать заключение о
6. Выступать с законодательной
инициативой по вопросам
7.Осуществлять иные
Рассмотрим их подробнее. Во-первых,
Конституционный суд России решает
вопросы исключительно
Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в «суперинстанцию», но своими решениями он должен как бы очерчивать границы «конституционного поля».
Несмотря на разногласия в лоне
отечественных правоведов, Федеральный
закон о Конституционном суде
Российской Федерации 1994г. и Конституция
РФ имеют достаточно прогрессивный
характер и открывают дорогу для
дальнейшего совершенствования
российской конституционной системы
на демократических принципах. Так,
впервые в истории
Примером рассмотрения в Конституционном
суде Российской Федерации дела о
толковании текста Конституции РФ может
служить решение вопроса по регламентации
порядка внесения поправок в текст
Конституции Российской Федерации.
Поводом для рассмотрения данного
дела послужил запрос Государственной
Думы РФ. Существо дела заключалось
в том, что поправки к гл.6-8 Конституции
РФ должны приниматься в порядке,
предусмотренном для принятия федерального
конституционного закона, и вступать
в силу после их одобрения органами
законодательной власти не менее
чем двух третей субъектов РФ. Порядок
принятия конституционного закона РФ
в свою очередь устанавливается
ст.108 Конституции РФ, которая закрепляет
необходимость одобрения такого
закона большинством не менее трёх
четвертей голосов от общего числа
членов Совета Федерации и не менее
двух третей голосов от общего числа
депутатов Государственной
3. Соотношение международного и внутригосударственного правосудия. Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения конституционного законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между «центром» и субъектами РФ, так и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими субъектами РФ.
При рассмотрении вопросов по международному праву Конституционный суд РФ исходит из ст.15ч.4 Конституции 1993г. которая провозглашает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Конституция устанавливает также приоритет норм международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона. Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки зрения развития демократии в нашей стране имеет тот факт, что при решении подобных вопросов Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными положениями, сформулированными ещё в 1992г.. Заключаются оно в следующем:
1. Для обоснования приоритета
международного договора по
2. Большое значение имеет также
подход к рассматриваемой
1.Таким образом, возникли начала конкуренции и кооперации двух уровней правосудия за достижение наиболее высокой эффективности правозащитной деятельности. В международном и внутригосударственном законодательстве и практике, касающихся судебной правозащитной деятельности, с конца первого десятилетия XXI века весьма часто выражается позиция, согласно которой корреляция процессов осуществления международно-правовой и внутригосударственной судебной защиты фундаментальных прав и свобод на основе принципов и норм международного права должна строиться в соответствии с принципами субсидиарности. Этот принцип объективно предполагается к его утверждению в качестве ключевого в развитии практики разграничения юрисдикции международного и государственного правосудия в сфере в сфере, касающейся защиты основных прав и свобод человека. Согласно этому принципу в сфере соотношения международно-правового и государственно-правового регулирования и правовой защиты фундаментальных прав человека предпочтение должно отдаваться тому уровню властно-правового воздействия, на котором соответствующая деятельность может осуществляться наиболее эффективно.
Информация о работе Реформы статуса Конституционного Суда ноября 2010 года