Реформы статуса Конституционного Суда ноября 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность ещё в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определённой мере участвовать в процессе « правотворчества».

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Южный федеральный университет

Юридический факультет

Кафедра государственного ( конституционного) права

 

Курсовая  работа

На  тему: « Реформы статуса Конституционного Суда ноября 2010 года»

 

 

Профессор, д.ю.н.

Овсепян Жанна Иосифовна

Выполнила:

Студенка 2 курса 7 группы

Дневного  отделения

Чолакян Ева Лижентовна

(Моб.тел.:  8-918-58-100-75)

 

 

Г. Ростов-на-Дону

2012 год

 

Введение. Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991г. и вынесший своё первое решение в январе 1992г. в своё время задумывался как институт, способный саморазвиваться.

Поскольку Конституционный суд  начал свою деятельность ещё в  условиях существования СССР, его  роль и место в структуре власти и в системе правовых органов  менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при  Верховном Совете СССР. Затем, после  внесения в ранее действовавшую  Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право  исследовать факты и в определённой мере участвовать в процессе «  правотворчества».

Сегодня в соответствии с новой  Конституцией и Законом о Конституционном  суде РФ, Суд является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основными целями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»  являются:

- Конкретизация статуса Конституционного  Суда и установление правил  конституционного судопроизводства  как самостоятельного вида судопроизводства.

- Развитие гарантий, препятствующих  превращению данного судебного  органа в элемент политического  влияния.

- Повышение роли Конституционного  Суда в защите прав и свобод  граждан.

- Совершенствование структуры  и организации деятельности суда, направленное на повышение его  эффективности.

- Расширение коллегиальных начал  в деятельности Конституционного  Суда.

1. Понятие и значение Конституционного контроля как формы деятельности конституционного правосудия.

Конституционный контроль является необходимым  атрибутом демократически организованного  государства. Он важнейший элемент  построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением эволюции правовой системы. Целью органов конституционного контроля Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции государства на всей его территории.

Система конституционного контроля имеет  свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного  контроля, который осуществлялся  Верховным судом СССР в 20-е-30-е  годы.

Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля:

Парламентскую, парламента и общих  судов, парламента и специализированного  органа конституционного контроля, каковым  в России является Конституционный  суд.

Роль и компетенции органов  конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности - проверка конституционности нормативных  актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего специализированного  органа конституционного контроля.

Итак, главнейшим органом конституционного контроля в Российской Федерации  является Конституционный суд Российской Федерации. В Федеральном законе о Конституционном суде РФ 1994г. было снято определение Конституционного суда РФ как высшего и, таким образом  устанавливалось формальное равенство  всех органов конституционного надзора. Однако объём и содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о конституционности законов  и других нормативных актов, решающего  споры между органами государственной  власти объективно предопределяют его  положение как высшего органа конституционного контроля. Подробно полномочия Конституционного суда РФ будут рассмотрены ниже, одной  из самых важных его задач в  современных условиях, как подчёркивают отечественные юристы, является нейтрализация  влияния во многом двойственного  и несовершенного характера российской Конституции, отразившего переходное состояние нашего общества, на общественную и государственную жизнь России. В целом же, как показывает исторический опыт, институт конституционного контроля приживается только в той системе  общественных отношений, которая ориентируется на демократические правовые ценности. В условиях же тоталитарных политических режимов он отторгается или мимикрирует.

Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия нашего отечественного органа конституционного контроля, можно рассматривать, как  предоставленный нашей стране реальный шанс занять достойное место в  системе цивилизованных правовых государств.

2. Полномочия Конституционного  Суда Российской Федерации в сфере осуществления конституционного контроля

1.«Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводство».

В нём чётко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной  власти. Следовательно, Конституционный  суд - прежде всего - составная часть  судебной власти России, предназначенная  для того, чтобы удерживать все  ветви власти в рамках права.

В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации  Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:

1. Решать дела о соответствии  Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов, нормативных  актов Президента России, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.

- конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации.

- договоров между органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также взаимных  договоров между последними.

- ещё не вступивших в силу  международных договоров Российской  Федерации.

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Принят Государственной Думой РФ24 июня 1994 года. Одобрен Советом Федерации РФ 12 июля 1994 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ)

 

2. Разрешать споры от компетенции:

- между федеральными органами  государственной власти.

- между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

- между высшими государственными  органами субъектов Российской  Федерации.

3.Проверять конституционность  закона, применяемого или подлежащего  применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных  прав граждан и по запросам  судов.

4. Давать толкование Конституции  РФ.

5.Давать заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинений в адрес Президента  России в государственной измене  или совершении другого тяжкого  преступления.

6. Выступать с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

7.Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  Федеральными конституционными  законами.

Рассмотрим их подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных  правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской Федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной  инициативе. Одни считают, что Конституционный  суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только её текста, другие убеждены, что  Конституционный суд должен иметь  полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при  необходимости защиты прав и свобод граждан, как законодательных нормативных  актов различного вида, так и прогрессивных  норм международного права.

Федеральный закон о Конституционном  суде по этому поводу высказывается  весьма однозначно. Тем не менее, как  показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в «суперинстанцию», но своими решениями он должен как бы очерчивать границы «конституционного поля».

Несмотря на разногласия в лоне отечественных правоведов, Федеральный  закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994г. и Конституция  РФ имеют достаточно прогрессивный  характер и открывают дорогу для  дальнейшего совершенствования  российской конституционной системы  на демократических принципах. Так, впервые в истории конституционного законодательства России по Конституции 1993г. в компетенцию Конституционного суда РФ введено право рассмотрения конституционности законов по запросам судов (п.4 ст.125 Конституции РФ), а  также право толкования текста Конституции - функция без которой фактически невозможен эффективный конституционный  контроль. С запросам о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, органы законодательной  власти субъектов федерации.

Примером рассмотрения в Конституционном  суде Российской Федерации дела о  толковании текста Конституции РФ может  служить решение вопроса по регламентации  порядка внесения поправок в текст  Конституции Российской Федерации. Поводом для рассмотрения данного  дела послужил запрос Государственной  Думы РФ. Существо дела заключалось  в том, что поправки к гл.6-8 Конституции  РФ должны приниматься в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступать в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее  чем двух третей субъектов РФ. Порядок  принятия конституционного закона РФ в свою очередь устанавливается  ст.108 Конституции РФ, которая закрепляет необходимость одобрения такого закона большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа  членов Совета Федерации и не менее  двух третей голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом Федеральный  конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. В то же время процедура принятия поправок к гл.3-8 Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия Федерального конституционного закона. С тем, чтобы устранить эти разночтения Конституционный суд РФ 31 октября 1995г. принял постановления, в котором говорится, что принятия поправок к гл.3-8 Конституции РФ протекает соответствии с требованиями ст.108(ч.2) Конституции РФ. При этом вводится особое условие для вступление поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ. Кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ. Согласно ст.106 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», толкование, данное Конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

3. Соотношение международного и внутригосударственного правосудия. Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения конституционного законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между «центром» и субъектами РФ, так и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими субъектами РФ.

При рассмотрении вопросов по международному праву Конституционный суд РФ исходит из ст.15ч.4 Конституции 1993г. которая провозглашает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью её правовой системы». Конституция  устанавливает также приоритет  норм международного договора по отношению  к противоречащим им правилам закона. Особую важность эти положения приобретают  при решении вопросов по делам  субъектов федерации. Положительную  тенденцию с точки зрения развития демократии в нашей стране имеет  тот факт, что при решении подобных вопросов Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными положениями, сформулированными ещё в 1992г.. Заключаются оно в следующем:

1. Для обоснования приоритета  международного договора по отношению  к актам субъектов федерации  важное значение имеет постановление  по делу о беженцах Северной  Осетии (Речь идёт о деле 1992г.). В данном деле Суд, в частности,  заявил, что положение ст.2 Международного  пакта о гражданских и политических  правах, закрепляющее равенство  граждан перед законом, в силу  ст.32 Конституции имеет преимущество  «перед законодательством Российской  Федерации, следовательно, и республик  в её составе».

2. Большое значение имеет также  подход к рассматриваемой проблеме, сформулированный Конституционным  судом в постановлении о ст.33 КЗоТ. Он заключался в том, что  подлежащий применению закон  всегда должен оцениваться с  точки зрения его соответствия  принципам и нормам международного  права.

1.Таким образом, возникли начала конкуренции и кооперации двух уровней правосудия за достижение наиболее высокой эффективности правозащитной деятельности. В международном и внутригосударственном законодательстве и практике, касающихся судебной правозащитной деятельности, с конца первого десятилетия XXI века весьма часто выражается позиция, согласно которой корреляция процессов осуществления международно-правовой и внутригосударственной судебной защиты фундаментальных прав и свобод на основе принципов и норм международного права должна строиться в соответствии с принципами субсидиарности. Этот принцип объективно предполагается к его утверждению в качестве ключевого в развитии практики разграничения юрисдикции международного и государственного правосудия в сфере в сфере, касающейся защиты основных прав и свобод человека. Согласно этому принципу в сфере соотношения международно-правового и государственно-правового регулирования и правовой защиты фундаментальных прав человека предпочтение должно отдаваться тому уровню властно-правового воздействия, на котором соответствующая деятельность может осуществляться наиболее эффективно.

Информация о работе Реформы статуса Конституционного Суда ноября 2010 года