Регулирование федеральным центром внешнеэкономических отношений регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие координации Российской Федерацией внешнеэкономических и международных связей субъектов Российской Федерации;
Таким образом, основные задачи для достижения поставленной цели - это:
1) Рассмотреть основные теоретические подходы к международной правосубъектности субъектов Российской Федерации;
2) Проследить историю развития международной деятельности регионов и её координации;
3) Выяснить роль и значение внешнеэкономических связей субъектов федерации, определить их формы;
4) Выделить особенности и значение координации международных и внешнеэкономических связей субъектов;
5) Определить, какие государственные органы осуществляют координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и их раскрыть полномочия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. Теоретические подходы к международной правосубъектности субъектов Российской Федерации 5
§ 2. История развития международной деятельности регионов 8
§ 3. Роль, значение и формы международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации 10
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
§1. Особенности и значение координации международных и внешнеэкономических связей субъектов 15
§ 3. Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности в Новосибирской области 21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Поляков - Курсовая работа.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Президент России, в соответствии с Конституцией обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней политики государства31. Его функции в координации заключаются в определении самых общих аспектов международных и внешнеэкономических связей субъекта.

Основными федеральными органами власти, осуществляющими координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, являются Министерство иностранных дел и Министерство юстиции. Некоторые координационные функции есть также у Президента, в особых случаях – и у Правительства России. Также в координации участвуют отраслевые министерства.

§ 3. Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности в Новосибирской области

 

В соответствии со статьёй 72 Конституции России, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а значит, регулируется как федеральными законами, так и актами субъектов. Рассмотрим механизмы правового регулирования, предусмотренные областным законодательством Новосибирской Области.

Устав Новосибирской Области уделяет  вопросу крайне мало места, и лишь упоминает о том, что Губернатор представляет Новосибирскую область при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Новосибирской области.32

Также в Уставе содержатся не работающие пока нормы, относительно полномочий Уставного  Суда области. Суд разрешает дела о соответствии Уставу Новосибирской области соглашения Новосибирской области, не соответствующие уставу соглашения не подлежат введению в действие и применению.

Областной закон «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области» - основной акт, регулирующий международные и внешнеэкономические отношения Новосибирской Области. В соответствии с ним, главная роль отводится исполнительной ветви власти, а именно – Губернатору и Правительству области.

Правительство заключает международные соглашения (все соглашения перед вступлением в силу утверждаются Законодательным собранием), согласует международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению Новосибирской области, выдаёт разрешения на открытие на территории Новосибирской области представительств иностранных субъектов, контролирует деятельность представительства области за рубежом.

Законодательное Собрание принимает  законы, регламентирующие международные  и внешнеэкономические связи Новосибирской области, а также утверждает заключение соглашений и расторгает их. Законодательное Собрание, а также Правительство Новосибирской Области вносят на имя Губернатора Новосибирской области предложения о заключении соглашений Новосибирской области, этот механизм чем-то напоминает институт права законодательной инициативы. 33

В законе также уточняются полномочия Губернатора. Он принимает решение о проведении переговоров и о подписании соглашения Новосибирской области34, приостанавливает деятельность представительства Новосибирской области за рубежом (в предусмотренных случаях)35, а также устанавливает порядок выдачи разрешений на открытие на территории Новосибирской области представительств иностранных субъектов.36

На данный момент Новосибирская  область имеет 10 действующих соглашений о международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с иностранными партнёрами. Все они были заключены в период с 2001 по 2011 год и именуются соглашениями «о торгово-экономическом, социальном, научно-техническом и культурном сотрудничестве». Четыре из них заключены с народными правительствами китайских провинций и автономных районов (Ляонин, Цзянсу, Цзилинь, Синьцзян-Уйгурский автономный район), три – с администрациями украинских областей, по одному – с исполнительными органами административно–территориальных образований Белоруссии (Гроденская область), Казахстана (Павлодарская область) и Республики Корея (провинция Южная Чолла).

Рассмотрим подробнее соглашение между администрацией Новосибирской  области (Российская Федерация)  и Гродненским областным исполнительным комитетом (Республика Белоруссия) о торгово-экономическом, социальном, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Согласно соглашению, стороны содействуют развитию торговли производственного, инвестиционного и других видов экономического сотрудничества, создают благоприятные условия для развития совместной деятельности хозяйствующих субъектов, а также  способствуют заключению и реализации прямых договоров между ними. Исполнительные органы Новосибирской Области России и Гродненской Области Белоруссии содействуют сотрудничеству учреждений культуры, действующих на территории сторон, проведению совместных культурных, спортивных событий. Соглашением также предусмотрен обмен информацией в сферах экономики и права.

По статистике 2006 года, субъектами Российской Федерации было заключено более 1700 двусторонних соглашений, причём 12 субъектов Сибирского Федерального округа заключили 400 соглашений. На этом фоне 10 соглашений Новосибирской области выглядят более чем скромно. Очевидно, здесь есть перспективы для роста.

Более внушительно выглядит работа Новосибирска в рамках другого направления  международных отношений, а именно в рамках зарубежных представительств, консульств. В Новосибирске расположены генеральные консульства Германии, Болгарии, Узбекистана, вице-консульство Киргизии, отделение Посольства Белоруссии. Также функционируют торгово-экономические учреждения. Среди них - торгово-экономические представительства Украины, Республики Корея, Институт Внешней Торговли Италии, отделение Российско-Германской внешнеторговой палаты. Работают также культурно-информационные центры Франции, Чехии, Израиля, США, Японии, ассоциация Российско-Австрийского сотрудничества, Российско-Корейский Центр науки и техники, Корейский Центр Развития Бизнеса, Российско-Немецкий дом, Российско-Индийский технологический центр. Таким образом, можно сказать, что эта форма международных и внешнеэкономических связей в Новосибирской области развита на высоком уровне. На первый взгляд, может смутить концентрация всех этих учреждений на территории города Новосибирска, однако это легко объясняется тем, что в нём живёт свыше половины населения области, и конкурентов по степени развития в регионе у города нет.

Новосибирская область активно  сотрудничает с различными международными организациями, особенно в культурной сфере. При НГУ действует кафедра ЮНЕСКО, работает множество международных студенческих организаций, крупнейшая из которых – AIESEC. Несмотря на относительное обилие международных организаций, я не смог обнаружить ни одной, работающей с областными органами власти. Здесь также видна хорошая перспектива для роста и развития. Области было бы полезно обменяться опытом с другими регионами в рамках разнообразных международных организаций в самых различных сферах. Примером для нас могут послужить регионы европейской части России – Татарстан, Башкортостан, которые всегда были локомотивом развития международных отношений в России.

Новосибирская область имеет большой  нереализованный потенциал в  развитии международных отношений. Пожалуй, в нашем регионе лучше всего развиты международные связи в гуманитарной, культурной сфере, что объясняется большим количеством объектов культуры и учебных заведений, крупнейшие из которых – НГУ и НГТУ – вносят существенный вклад в развитие региона. Экономическая и политическая сфера международных отношений области развиты хуже, но имеют хороший потенциал для развития в будущем.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ  И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 Проблема координации международных связей регионов нова для законодателей нашей страны. Вместе с тем, как властные органы разных уровней набираются опыта и сталкиваются с различными сложностями, законодатели перерабатывают нормативно-правовые акты, устраняют пробелы и коллизии. На сегодняшний день существует ряд неразрешённых проблем координации международных и внешнеэкономических связей субъектов российской федерации.

Одна из таких проблем связана  с перечнем иностранных партнёров, соглашения с которыми попадают под определение международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Законодательство устанавливает право субъектов осуществлять связи только с государственными структурами. Таким образом, соглашения с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства будут регулироваться в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая современную тенденцию к усилению роли негосударственных структур в экономической жизни (создание громадных транснациональных корпораций), поднимается вопрос о централизованной координации отношений субъектов с такими организациями. Решением этой проблемы мог бы стать новый федеральный закон, регулирующий отношения субъектов с иностранными хозяйствующими субъектами и коммерческими организациями, либо поправка в существующий закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», расширяющий перечень иностранных партнёров, с которыми субъекты Российской Федерации могут устанавливать международные и внешнеэкономические связи.

Другой проблемой является неопределённость используемых в законе "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" терминов.

В законе отсутствует определение  координации, что вызывает ряд вопросов. Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются «осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами»37. Таким образом, невозможно четко обозначить сферы общественных отношений, в которых субъекты Российской Федерации могут осуществлять свою международную деятельность. Понятия «международные связи» и «внешнеэкономические связи» не разграничены в законе, законодатель оперирует понятием «международные и внешнеэкономические связи». Помимо этого, расширительное толкование позволяет включить в категорию "иных областей" вопросы политического, военно-технического, дипломатического характера, что противоречило бы Конституции Российской Федерации, которая относит эти вопросы к исключительной компетенции Федерации.38 Необходимо ввести в закон определение координации связей субъектов, разграничить термины «международные связи» и «внешнеэкономические связи», а также устранить возможность расширительного толкования этих понятий.

Существуют проблемы и на уровне Новосибирской Области. Уставной суд, который по Уставу области должен разрешать дела о соответствии Уставу Новосибирской области не вступившего в силу международного, внешнеэкономического или межрегионального соглашения Новосибирской области, не создан, а значит, указанная в законе норма не исполняется. Эта проблема должна исчезнуть с появлением в области Уставного Суда, законодательная база для которого уже подготовлена.

Проблемы существуют, однако бурное развитие законодательства в области  координации международных и  внешнеэкономических связей вселяет  оптимизм. За последние двенадцать лет был сделан серьёзный рывок  в правотворчестве на эту тему, было решено огромное количество проблем, существовавших в 90-е годы. Это позволяет надеяться на то, что и существующие пробелы и неясности в законодательстве будут устранены в течение короткого промежутка времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе я исследовал взаимодействие федеральных органов власти и органов субъектов федерации по вопросам участия субъектов РФ в международных связях, а также методы государственного регулирования данного направления международного сотрудничества.

На фоне отсутствия в опыте других стран подходящей к российским реалиям концепции международной правосубъектности регионов, Россия вынуждена формировать свою концепцию. По всему миру международные отношения регионов играют всё более важную роль в процветании государства. Мы видим, что российские законодатели ещё не закончили формирование своей концепции, не оставив нигде прямого и ясного ответа на вопрос о пределах самостоятельности регионов в международных отношениях. Ключевым механизмом, определяющим взаимное положение Федерации и её субъектов в вопросе международных отношений является механизм координации международных и внешнеэкономических связей.

История формирования этого механизма  позволяет нам проследить вектор развития этого института: от полной самостоятельности и несогласованности к централизации международных отношений и конструктивному взаимодействию в строгих рамках регламентированных процедур координации.

Координация необходима для выработки  единой внешней политики Российской Федерации и эффективного взаимодействия регионов между собой. Главную роль в координации международных и внешнеэкономических связей субъектов играет Министерство иностранных дел, осуществляющее согласование всех проектов двухсторонних соглашений и контролирующее деятельность зарубежных представительств. Важна также и деятельность Министерства юстиции, которое располагает информацией обо всех соглашениях о внешнеэкономическом и международном сотрудничестве, заключённых регионами. В случае, если дело касается их компетенции, к координации подключаются и отраслевые министерства и Правительство Российской Федерации. Эти органы, действуя согласованно, должны обеспечить условия для их развития, расширения и углубления международных связей субъекта.

Новосибирская область является активным участником международных отношений, однако в развитии связей этого субъекта существуют диспропорции, которые не позволяют эффективно использовать все возможности международных связей. У области, тем не менее, есть хороший потенциал для развития, использовав который она способна выйти в авангард российских регионов.

Как и у всякого института  права, у координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации есть свои проблемы. Среди них – существование неразграниченного понятия «международные и внешнеэкономические отношения», отсутствие механизмов конституционно-правового регулирования связей регионов с иностранными коммерческими организациями и ряд других. Впрочем, динамика развития института позволяет надеяться, что вскоре эти проблемы будут разрешены и Российская Федерация, сохранив целостность, сумеет на полную мощь использовать силу инициативы регионов в международных отношениях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета - №7. - 21.01.2009.
  2. Федеральный Закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Российская газета - № 8. - 16.01.1999.
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ  "О международных договорах Российской Федерации"// Российская газета - №140.- 21.07.1995.
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета - №206 - 19.10.1999.
  5. Указ Президента РФ от 8.11.2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - №46 - 14.11.2011 - ст. 6477.
  6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" //Российская газета - № 50. - 12.03.2004
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2000 г. N 552 «Об утверждении правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов российской федерации» // Российская газета - № 149. - 03.08.2000.
  8. Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 N 91 "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств" // Российская газета - № 29. - 10.02.2000.
  9. Положение о Министерстве Иностранных Дел Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ - №28 -12.07.2004, ст. 2880.
  10. Устав Новосибирской области от 18.04.2005 N 282-ОЗ // Советская Сибирь - №81 - 29.04.2005.
  11. Конституция Республики Татарстан // Республика Татарстан - № 87-88. - 30.04.2002.
  12. Закон Новосибирской области от 13.11.2000 N 125-ОЗ "О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области" // Советская Сибирь - №223 - 18.11.2000.

Информация о работе Регулирование федеральным центром внешнеэкономических отношений регионов