Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка

Описание работы

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Файлы: 1 файл

1-40.docx

— 140.58 Кб (Скачать файл)
  1. Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

• обязательно качество целостной организованной системы;

• наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

• определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

• служит интересам взаимодействия основных элементов;

• обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. 

Общие черты социального управления: 

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; 

2) обеспечивает упорядоченное  воздействие на участников совместной  деятельности; 

3) направлено на достижение  определенной управленческой цели;  

4) характеризуется наличием  субъекта и объекта управления;  

5) субъект управления  наделяется определенным властным  ресурсом; 

6) объект управления является  подвластным субъектом, сознательно-волевое  поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;  

7) реализуется в рамках  определенного механизма. 

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. 

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. 

Признаки государственного управления:  

• это вид государственной управленческой деятельности; 

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер; 

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; 

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); 

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей; 

• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых); 

• обеспечивается посредством системы гарантий; 

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).  

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.

Исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.  
Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.  
Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

 

  1. Предмет и метод административного права. Принципы административного права. Функции административного права. Система и структура административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

м/д соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

м/д субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

м/д субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

м/д субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

м/д субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

м/д субъектами исполнительной власти и гражданами;

м/д субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

м/д центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъек-тов Федерации;

м/д органами исполнительной власти субъектов Федерации;

м/д органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных администра-тивно-правовой нормой.

Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые опреде-лены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

К принципам административного права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление  в сфере правотворчества и  право-реализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы гос власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В право-реализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законности. Субъекты  управленческих отношений должны  точно и неукоснительно соблю-дать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам м/днародного права и м/днародным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности  государства и личности. Заключается  в том, что за нарушение норм  административного права личность  должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юр ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допус-кает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юр ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется  в нормативном закреплении предметов  ведения и компетенции федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов РФ, в установ-лении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается  в юридическом признании приоритета  общественных ценностей. Права и  свободы человека, степень их  закрепления и обеспечения являются  критерием оценки качества управленческих  отношений.

6. Принцип справедливости. Требование соответствия м/д поведением  субъекта управленческих отноше-ний и последствиями, которые за это наступают.

7. Принцип равенства граждан  перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.

Функции административного права:

Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что админ право есть юр форма реализации исполнительной власти.

Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полно-мочиями по административному нормотворчеству.

Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодей-ствия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Админ право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

 Система административного  права – это внутреннее строение  административного права как  отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов  и норм.

Признаки системы административного права:

• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

• представляет собой объективное правовое явление;

• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

• включает определенные элементы;

• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

 • принципов государственного  управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• административно-правовых режимов;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• административной ответственности;

• административного процесса;

• обеспечения законности в государственном управлении;

• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

• административно-правовых основ управления в сфере экономики;

• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

 

  1. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы реализации

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государ-ственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее обществен-ные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого харак-тера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

   Структура административно-правовой  нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных  элементов. Элементы структуры административно-правовой  нормы:

   1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

   2) диспозиция –  часть административно-правовой  нормы, содержащая правила должного  поведения субъектов управления;

   3) санкция – часть  административно-правовой нормы, указывающая  на последствия, наступающие в  результате нарушения диспозиции.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"