Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка
Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Признаки управления:
• обязательно качество целостной организованной системы;
• наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
• определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
• служит интересам взаимодействия основных элементов;
• обеспечивается системой определенных средств.
Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное
воздействие на участников
3) направлено на достижение
определенной управленческой
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления
наделяется определенным
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.
Исполнительная власть – категория
политико – правовая, в то время как государственное
управление – категория организационно
– правовая. Право на существование имеют
обе эти государственно – правовые категории.
Соответственно, государственное управление
– реальность, без которой государственно
– властный механизм работать практически
не может. По своему назначению оно представляет
собой не что иное, как государственную
деятельность, в рамках которой практически
реализуется исполнительная власть. Иначе
говоря, государственное управление практически
осуществляется и в рамках системы государственной
власти, базирующейся на началах разделения
властей.
Свой реальный характер исполнительная
власть приобретает в деятельности особых
звеньев государственного аппарата, в
настоящее время именуемых исполнительными
органами, а по существу являющимися органами
государственного управления.
Следовательно, государственное управление,
понимаемое как исполнительно – распорядительная
деятельность, не противопоставляется
исполнительной власти, понимаемой как
деятельность субъектов этой власти.
Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:
По субъектному признаку:
м/д соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
м/д субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
м/д субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
м/д субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
м/д субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
м/д субъектами исполнительной власти и гражданами;
м/д субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-
м/д центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъек-тов Федерации;
м/д органами исполнительной власти субъектов Федерации;
м/д органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления воздействия:
внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
Метод административного права
Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.
Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных администра-тивно-правовой нормой.
Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые опреде-лены нормами административного права.
В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.
К принципам административного права относятся следующие.
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и право-реализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы гос власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В право-реализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты
управленческих отношений
3. Принцип взаимной
4. Принцип федерализма. Проявляется
в нормативном закреплении
5. Принцип гуманизма. Заключается
в юридическом признании
6. Принцип справедливости.
Требование соответствия м/д
7. Принцип равенства граждан
перед законом и
Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
Функции административного права:
Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что админ право есть юр форма реализации исполнительной власти.
Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полно-мочиями по административному нормотворчеству.
Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.
Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодей-ствия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.
Админ право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.
Система административного
права – это внутреннее
Признаки системы административного права:
• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
• представляет собой объективное правовое явление;
• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
• включает определенные элементы;
• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).
Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.
Существуют следующие институты административного права:
• принципов государственного управления;
• административно-правового статуса граждан (физических лиц);
• административно-правового статуса органов исполнительной власти;
• государственной и муниципальной службы;
• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
• административно-правовых режимов;
• форм государственного управления;
• методов государственного управления;
• административной ответственности;
• административного процесса;
• обеспечения законности в государственном управлении;
• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
• административно-правовых основ управления в сфере экономики;
• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государ-ственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее обществен-ные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого харак-тера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Структура административно-
1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
2) диспозиция –
часть административно-
3) санкция – часть
административно-правовой