Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка

Описание работы

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Файлы: 1 файл

1-40.docx

— 140.58 Кб (Скачать файл)

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются прежде всего в том, что они в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы на основе и во исполнение закона, а с другой - направлены на регулирование общественных отношений в сфере их деятельности. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.

 

13. Организационно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993г.2 (с изменениями, внесенными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, №7-ФКЗ3)   Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"4 Закон издан во исполнение положения Конституции РФ, устанавливавшего, что деятельность Правительства РФ должна регулироваться федеральным конституционным законом. В соответствии с Основным законом Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ. Закон определяет состав Правительства и порядок его формирования, полномочия, принципы деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти, принципы финансирования и обеспечения деятельности Правительства. Также законом установлены ограничения, налагаемые на членов Правительства в связи с их статусом.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"5(с изменениями от 21 апреля 2011г. №69-ФЗ6)  Закон обобщил сложившуюся практику, описывая порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти. Принципиально новых положений нет. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по-прежнему федеральные власти фактически не могут на законных основаниях распустить представительный орган субъекта или отстранить главу администрации.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"7(с изменениями от 22 июня 2009г. №7108; от 22 июня 2010г. №7739)   Указом Президента РФ создана трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств. Министерства, в отличие от служб и агентств, правомочны принимать нормативные правовые акты. Однако, министерства не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральные службы и федеральные агентства вправе в пределах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты. Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

  Указ Президента РФ от 21  мая 2012 г. N 636 "О структуре ФОИВ». Устанавливается действующая структура федеральных органов исполнительной власти. Преобразовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.  Образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Преобразовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"12 (с изменениями от 24 сентября 2010г. №74513) Устанавливаются общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Федеральным органам исполнительной власти предписано в срок до 1 марта 2005 г. разработать и утвердить свои регламенты

 Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"14 (с изменениями от 6 апреля 2011г. №25215) Типовым регламентом устанавливаются организация деятельности, структура и штатное расписание федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, полномочия руководителей, а также правила взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В типовом регламенте приводятся правила разработки административных регламентов и стандартов государственных услуг, подготовки и принятия нормативных правовых актов. Приводятся основные правила организации документооборота, особенности подготовки и рассмотрения проектов актов, а также порядок работы с обращениями граждан и организаций.

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, атомной энергией, здравоохранением, обороной, юстицией и т. д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства Российской Федерации; в субъектах РФ —министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др. (например, главное управление юстиции края);

3) органы межотраслевой компетенции  права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, стандартизацией и метрологией, статистикой, рынком ценных бумагой т. д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России; в субъектах Федерации — государственные комитеты, комитеты, управления и др.;

4) органы специальной компетенции, осуществляющее надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, надзор за ядерной h радиационной безопасностью, мониторинг окружающей среды, обеспечение правительственной связи и информации и т. д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции являются федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, в субъектах Федерации— службы, палаты и др. К примеру, в структуре администраций ряда субъектов РФ существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;

1)органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ. Администрации краев, областей и др.;

5)органы  внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции  права и обязанности которых распространяются на определенное на усиление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются службы, департаменты, главные управления, управления другие подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, Автомобильно-дорожная служба Министерства транспорта РФ). субъектах РФ органы внутриотраслевой компетенции —управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов (например. Управление лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений Министерства образования республики в составе России, Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администраций области и др.).

 

14. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

Новая система и структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в который были внесены изменения Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре ФОИВ».

Указами было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят: 1) федеральные министерства; 2) федеральные службы; 3) федеральные агентства.

федеральное министерство: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

федеральная служба (служба): является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

федеральное агентство: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

I. Федеральные министерства, федеральные  службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых  осуществляет Президент Российской  Федерации, федеральные службы и  федеральные агентства, подведомственные  этим федеральным министерствам.

5 министерств: Министерство  внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел  Российской Федерации, Министерство  обороны Российской Федерации, Министерство  юстиции Российской Федерации.

5 агентств: Федеральное агентство  по делам Содружества Независимых  Государств, соотечественников, проживающих  за рубежом, и по международному  гуманитарному сотрудничеству, Федеральное  агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и  материальных средств, Федеральное  агентство специального строительства, Главное управление специальных  программ Президента Российской  Федерации (федеральное агентство), Управление делами Президента  Российской Федерации (федеральное  агентство).

10 служб: Федеральная служба  по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба исполнения  наказаний, Федеральная служба судебных  приставов, Служба внешней разведки  Российской Федерации (федеральная  служба), Федеральная служба безопасности  Российской Федерации (федеральная  служба),

I. Федеральные министерства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные  агентства, подведомственные этим  федеральным министерствам.

17 министерств: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам Крыма, Министерство культуры Российской Федерации, и т.д.

14 служб: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, , Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"