Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка
Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.
Полномочия органов исполнительной власти выражаются прежде всего в том, что они в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы на основе и во исполнение закона, а с другой - направлены на регулирование общественных отношений в сфере их деятельности. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.
Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.
13. Организационно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993г.2 (с изменениями, внесенными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, №7-ФКЗ3) Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"4 Закон издан во исполнение положения Конституции РФ, устанавливавшего, что деятельность Правительства РФ должна регулироваться федеральным конституционным законом. В соответствии с Основным законом Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ. Закон определяет состав Правительства и порядок его формирования, полномочия, принципы деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти, принципы финансирования и обеспечения деятельности Правительства. Также законом установлены ограничения, налагаемые на членов Правительства в связи с их статусом.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"5(с изменениями от 21 апреля 2011г. №69-ФЗ6) Закон обобщил сложившуюся практику, описывая порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти. Принципиально новых положений нет. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по-прежнему федеральные власти фактически не могут на законных основаниях распустить представительный орган субъекта или отстранить главу администрации.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"7(с изменениями от 22 июня 2009г. №7108; от 22 июня 2010г. №7739) Указом Президента РФ создана трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств. Министерства, в отличие от служб и агентств, правомочны принимать нормативные правовые акты. Однако, министерства не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральные службы и федеральные агентства вправе в пределах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты. Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре ФОИВ». Устанавливается действующая структура федеральных органов исполнительной власти. Преобразовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Преобразовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"12 (с изменениями от 24 сентября 2010г. №74513) Устанавливаются общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Федеральным органам исполнительной власти предписано в срок до 1 марта 2005 г. разработать и утвердить свои регламенты
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"14 (с изменениями от 6 апреля 2011г. №25215) Типовым регламентом устанавливаются организация деятельности, структура и штатное расписание федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, полномочия руководителей, а также правила взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В типовом регламенте приводятся правила разработки административных регламентов и стандартов государственных услуг, подготовки и принятия нормативных правовых актов. Приводятся основные правила организации документооборота, особенности подготовки и рассмотрения проектов актов, а также порядок работы с обращениями граждан и организаций.
По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, атомной энергией, здравоохранением, обороной, юстицией и т. д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства Российской Федерации; в субъектах РФ —министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др. (например, главное управление юстиции края);
3) органы межотраслевой компетенции права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, стандартизацией и метрологией, статистикой, рынком ценных бумагой т. д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России; в субъектах Федерации — государственные комитеты, комитеты, управления и др.;
4) органы специальной компетенции, осуществляющее надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, надзор за ядерной h радиационной безопасностью, мониторинг окружающей среды, обеспечение правительственной связи и информации и т. д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции являются федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, в субъектах Федерации— службы, палаты и др. К примеру, в структуре администраций ряда субъектов РФ существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;
1)органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ. Администрации краев, областей и др.;
5)органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции права и обязанности которых распространяются на определенное на усиление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются службы, департаменты, главные управления, управления другие подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, Автомобильно-дорожная служба Министерства транспорта РФ). субъектах РФ органы внутриотраслевой компетенции —управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов (например. Управление лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений Министерства образования республики в составе России, Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администраций области и др.).
14. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.
Новая система и структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в который были внесены изменения Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре ФОИВ».
Указами было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят: 1) федеральные министерства; 2) федеральные службы; 3) федеральные агентства.
федеральное министерство: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);
федеральная служба (служба): является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
федеральное агентство: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
I.
Федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные
5 министерств: Министерство
внутренних дел Российской
5 агентств: Федеральное агентство
по делам Содружества
10 служб: Федеральная служба
по военно-техническому
I.
Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых
17 министерств: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам Крыма, Министерство культуры Российской Федерации, и т.д.
14 служб: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, , Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и т.д.