Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:12, шпаргалка
№3 соотношение административного права с другими отраслями права .
Сущность административного права:
является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
№3 соотношение административного права с другими отраслями права .
Сущность административного
Взаимодействие с
Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.
Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.
Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.
Отличие от других отраслей права:
Административное право – это всегда отношения двух субъектов, один из которых обладает властными полномочиями.
Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.
Воздействие административного права на общественные отношения:
№ 4 Административное право как наука: предмет и методы изучения.
Наука «административное
право» (административно-
Предмет административного права - то, на что направлено действие норм административного права, а они регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления в процессе повседневной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Методы
Общенаучные методы:
№ 5 Исполнительная власть : понятие, место в механизме «разделения властей»
Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.
Главные цели исполнительной власти:
• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
• создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
Признаки исполнительной власти:
• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);
• предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);
• принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);
• организующий характер.
Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:
= каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;
= приостанавливать и
отменять акты исполнительной
власти законодательная власть
вправе только в случае
= не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;
= осуществляется взаимоконтроль
представительной, исполнительной
и судебной властей с целью,
чтобы одна власть не
= гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;
= для исполнительной
власти характерно в основном
правоприменение позитивного
Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:
~ отношения власти с гражданином;
~ хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений;
~ отношения с предприятиями,
учреждениями и иными
№ 6 исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения
властей, единая государственная власть
организационно и институционально
подразделяется на три относительно
самостоятельные ветви –
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами.Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.
В законодательстве и юридической
литературе как очень близкие
используются понятия: исполнительная
власть, государственное управление,
государственная администрация, административная
власть. Эти понятия связаны с властной
деятельностью, которая осуществляется
под руководством более высокой власти
(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл
не совпадает полностью. Управление –
это деятельность, администрация – основной
субъект этой деятельности, власть – главный
способ её (деятельности) осуществления.
Понятие «государственное управление»
прежде всего, раскрывает содержание властной
деятельности, понятие «государственная
администрация» связано с её субъектом.
Понятия «административная власть» и
«исполнительная власть» не идентичны,
но оба соединяют субъектов, деятельность
и методы воздействия, часто под ними понимают
только власть. Все эти названия связаны
с понятием, которое включает в себя три
основных признака: управленческий (исполнительный,
административный) аппарат (совокупность
служащих, органов), выполняемую им деятельность
(управленческую, исполнительную, административную)
и используемую им при этом управленческую
(исполнительно-
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
АП – целостная система
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
№ 7 Источники административного права РФ и субъектов РФ.
Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (административного и уголовного, административного и гражданского). Источники АП можно поделить на несколько типов:
1) Законодательные акты федеральных органов:
1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает понятие об административно-правовом законодательстве и формировании административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);
2. Кодексы РФ;
3. Федеральные конституционные законы РФ;
4. Федеральные законы РФ;
5. Декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания РФ.
2) Подзаконные федеральные акты: