Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

№3 соотношение административного права с другими отраслями права .
Сущность административного права:
является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Файлы: 1 файл

3 соотношение административного права с другими отраслями права.doc

— 655.50 Кб (Скачать файл)

Общественные движения (массовые объединения, не имеющие членства. Преследуют социальные, политические и иные общественно полезные цели. Высшим руководящим органом является съезд, конференция или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, который находится в подчинении высшего руководящего органа);

Øобщественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается  в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, и его использовании на общественно полезные цели. Руководящий орган может формироваться его учредителями и участниками, решением в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании);

Общественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников);

Органы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы).

Закон об общественных объединениях четко разграничивает участников и  членов общественных объединений. Члены  объединений оформляют свое участие  в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заключить из ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об общественных объединениях", обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.

Особенностью наименования общественного  объединения является необходимость  включать в него указание на территориальную  сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное).

Принципами создания и деятельности общественных объединений является то, что: общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны  перед законом; деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности; общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Надзор за соблюдением общественными  объединениями законов осуществляет прокуратура РФ, а орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

 

36 Формы и методы осуществления  исполнительной власти.

Формы осуществления  исполнительной власти – это внешне выраженные действия, совершаемые должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Различают следующие  формы исполнительной власти:

1 – правовые – связаны с изданием правовых актов, которые влекут изменения или превращения адм. пр-ний.

2 – неправовые – не связаны с изданием правовых актов и не влекут возникновение, изменение, прекращений пр-ний.

Методы осуществления  исполнительной власти

1. Понятие и виды  административно-правовых методов.

2. Понятие административного  принуждения.

3. Виды административного принуждения.

1. Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).

Методы осуществления  исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса.

В качестве общих методов  управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения.

Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с  помощью средств убеждения стимулируется  должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.

Средствами убеждения  являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным.

Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.

Поощрительное воздействие  способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.

Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),

- материальным (премия, ценный  подарок).

- статусным, изменяющим  правовой статус гражданина.

Например, присвоение почетного  звания "Заслуженный юрист РФ" – смешанное, содержащее моральное  и материальное поощрение, поощрение  знака Герой РФ.

Принуждение заключается  в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

 

 

 

 

 

 

37 понятие и виды актов издаваемые органом исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38 требования предъявляемые   к актам органов исполнительной  власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты:

1) Целесообразность  акта - акт должен быть полезен  с точки зрения общественных, а не личных или аппаратных  интересов, он должен быть научно  обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а исполнение такого акта может принести огромный вред обществу;

2) Законность  акта, то есть: наличие компетенции  у автора; соответствие его закону  по существу; соответствие цели  закона; принятие его в установленный законом срок; соблюдение процессуальных прав издания акта. В правовой науке акты, не соответствующие закону считаются дефектными, их делят на оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если: есть прямое указание закона; грубо нарушена подведомственность; нет законного основания для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение преступления и т.п.;

3) Организационно-технические требования - требования к культуре оформления акта. Это: язык акта; присвоение ему номера; наличие в тексте даты издания; сведения о том, где и кем он принят; подписи; в ряде случаев: специальные бланки, формуляры; четкие оттиски штампов, печатей и т.п.

Культурность  предполагает и своевременное доведение  актов до адресатов, правильное ведение  делопроизводства, хранение письменных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39 порядок подготовки, принятия, издания  и вступления в силу актов  органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40 Сущность убеждения и виды  административного принуждения. 

Кроме этого  существуют и более конкретные методы: убеждения или принуждения; косвенного или прямого воздействия. Убеждение - это использование различных  разъяснительных, воспитательных и организационных мер, направленных на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя; принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.

косвенного воздействия - прямого воздействия.

Методы прямого  воздействия: Осуществляется прямое воздействие на волю управляемого, имеют директивный (приказной) характер, отсутствует возможность выбора вариантов решений для исполнителей. Использование таких методов влечет создание большого числа нормативных и правоприменительных актов и наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд. Стимулирование используется по усмотрению руководителя, широко используется внеэкономическое принуждение. Косвенные методы: воздействие через создание ситуации, через потребности, интересы исполнителей, а уже они стимулирует нужное направление деятельности. При этом основной формой становятся управленческие акты, которые управомачивают на определенные действия и дающие управляемым возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения. Механизм стимулирования либо закреплен в нормативных актах, либо существует как обычай, но используется для всех одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При косвенных методах воздействия как необходимая составная часть является наличие развитой системы правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных интересов граждан.

В качестве иных методов деятельности органов исполнительной власти можно выделить подзаконное  регулирование, которое заключается в подзаконном регламентировании общественных отношений в части порядка, процедур, формы исполнения требований законов; учёте и регистрации, которые заключаются в государственном учёте и регистрации некоторых сторон деятельности субъектов административно-правовых отношений, имеющих публичный характер (регистрация предприятий); выдача различного рода разрешений на владение, использование, хранение и т.д. различного рода специальных средств /оружия, наркотических веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых условий; квотирование (особенно в области внешней торговли), т.е. установление квот на ввоз определённой продукции; лицензирование - выдача разрешения на занятие определённым видом деятельности;

По-прежнему имеют  значение методы контроля и надзора. В действительности в российском законодательстве между надзором и контролем не проводится различия, хотя контроль предполагает не только наблюдение за соблюдением законности, но и применение определённых мер взыскания за её нарушение, в то время как при надзоре отвечающий за это орган не вправе никого ни к чему принудить. Количество контрольных органов в государстве с рыночной экономикой должно сокращаться, но, тем не менее, оба этих метода используются и имеют определённую форму – акты контроля, надзора. Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры (методы): пресечения; принуждения; применения взыскания.

Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя) и принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение).

По вопросам принуждения АП закрепляет: административные санкции; санкции дисциплинарные; общественно-правовые санкции (властные правомочия инспекторов). Административное принуждение полностью регулируется нормами АП, ее разновидность выступает административная ответственность.

Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная ответственность по АП (членов административных коллективов – военнослужащие, сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.

Понятие и  виды административно-правового принуждения: Административное принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем, имеет ряд особенностей: меры АП применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами; АП осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами; множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию; АП регулируется нормами АП.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми действиями.

Роль административного  принуждения: а) именно субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают антиобщественные действия и предотвращают наступление вредных последствий; административно-принудительные средства применяются до совершения преступления, оказывая воспитательное воздействие.

В АП науке  авторы  классифицируют административное принуждение на виды: меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания (наказания); восстановительные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41 понятия основания и виды юридической ответственности

 
Юридическая ответственность, с одной стороны, вид общесоциальной ответственности, с другой стороны, разновидность мер правового принуждения. Признаки юридической ответственности: 1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение. 2. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности, должно быть особым, а именно - содержать признаки правового нарушения.3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя. 4. Имеет штрафной характер. Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до правонарушения не было).5. Юридическая ответственность имеет характер претерпевания. Всякая юридическая обязанность есть обременение, но в результате правонарушения возникают особые обязанности - претерпеть лишения личного, имущественного и другого плана. 6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса. Юридическаяответственность выполняет штрафную (карательную) и правосстановительную функции. Юридической ответственности дел на уголовно-правовую, административно-правовую, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальнуюответственность работников.  
В самом общем плане основанием юридической ответственности является правонарушение. Традиционно в состав правонарушения в качестве его элементов включают: а) субъект правонарушения; б) объект правонарушения; в) субъективную сторону правонарушения; г) объективную сторону правонарушения. элементами правонарушения можно считать только субъективную и объективную стороны Объективная сторона правонарушения — это то, чем правонарушение проявляет себя вовне. В объективную сторону включают: а) противоправное деяние; б) его общественно вредные последствия; в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Важнейшим элементом субъективной стороны правонарушения (наряду с мотивом и целью) является вина. Вина представляет собой психическое отношение правонарушителя к своему общественно вредному противоправному деянию, а также к последствиям этого деяния, и характеризуется особым состоянием интеллекта и воли правонарушителя, выражающим его негативное отношение к ценностям общества. Виной признаются умысел или неосторожности. Умышленная форма вины. Неосторожная форма вины. Казус (случай).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"