Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:12, шпаргалка
№3 соотношение административного права с другими отраслями права .
Сущность административного права:
является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
42 Административная ответственность (понятии, основные признаки). Административная ответственность физических и юридических лиц.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
АО обладает рядом характерных черт и особенностей: а) имеет собственную нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б) основанием возникновения является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть как физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ, считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Законодательная основа административной ответственности: Конституция РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов, это значит, что административные акты принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон. Ответственность за АПН наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.
43 юридический состав
Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.
Юридический состав АПН: В законодательстве термин «состав АПН» нет, но присутствуют все его элементы(О, С, ОС, СС). Объектом выступают общественные отношения, урегулированные нормой права, и охраняемые мерами АО. Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенные АП (имеет значение место, способ, системность, а также неоднократность АПН, повторность (совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за которое оно уже подвергалась взысканием), длящееся АПН (действия или бездействия, сопряженные с последующим невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности)).Субъект АПН являются физические лица: АО граждан, с учетом особенности их правого положения, профессиональных функций, состояния здоровья и т.д. (ля разных категорий ответственность может быть более жесткой или более мягкой). Более жесткая ответственность - для должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли. По общему правилу субъектом могут быть вменяемые лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо, совершившее его, осознает противоправность (ст.11 КобАП); деяние может быть совершено по неосторожности (лицо совершившее не предвидело возможность вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст.12)).
44 Виды субъектов административного правонарушения
Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.
Кроме того, в законодательстве различаются общие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или се повышенный размер, для других — ограничение применения мер администра тивной ответственности.
45 Административно предупредитель
Административно-
АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина; прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии; освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование санитарного состояние предприятий общепита; закрытие участков госграницы и т.д.
46 Меры административного пресечения.
Одним из видов административного принуждения является административное пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а пресекательная деятельность регулируется многими НПА различных отраслей права. Общий подход универсален для юридической ответственности вообще, т.е. меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания каких-либо письменных актов.
По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б) специальные (применяются только к гражданам) - средства физического воздействия, использование технических средств (дубинок, наручников), применение огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-247) - применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и т.д.).
Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения новых преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за особо тяжкие; судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно осужденными или условно досрочно освобожденными.
Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову в ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр. пунктов; поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.
Принудительное лечение - эта мера административного принуждения применяется при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических и иных больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть произведено без согласия лица и его законного представителя, если по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его опасность для окружающих; беспомощность; существенный вред здоровью; если обследуемый находится под диспансерным наблюдением в связи с психическим расстройством.
Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что требуется постановление судьи. Лицо, помещенное в стационар, подлежит освидетельствованию в течении 48 часов, заключение в течении 24 часов направляются в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней. Гражданин имеет право участвовать в решении вопроса о госпитализации.
47 Виды административных наказаний.
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия
совершения или предмета
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение
за пределы Российской
8) дисквалификация.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1-4.
Административные наказания, перечисленные в п. 3-8, устанавливаются только КоАП.
Основные и дополнительные административные наказания:
1. Предупреждение, административный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.
2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
3. За одно административное
правонарушение может быть
меняемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.
48 Судьи, органы и
лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных
Анализируя главу 23 КоАП РФ, можно заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, значительное большинство является государственными учреждениями осуществляющими функции правового регулирования в своей сфере и объеме полномочий, при этом практически каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в состав какого-то ФОИВ.
Четкое определение круга
а) Судьи (в перспективе мировой судья)
районных (городских) судов рассматривают
значительное число административных
дел по правонарушениям, посягающим на права граждан (например,
нарушение избирательных прав, законодательства
о труде и его охране, о собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании,
принуждение к участию или отказу от участия
в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность (например, незаконное
врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (
Установлено, что дела об административных
правонарушениях, за совершение которых
предусматривается административное
взыскание в виде административного выдворения из
пределов Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или во
б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией совместно с соответствующими органами местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.