Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:12, шпаргалка
№3 соотношение административного права с другими отраслями права .
Сущность административного права:
является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
6) добровольное возмещение
лицом, совершившим
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного
правонарушения
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
1. Обстоятельствами, отягчающими административную
ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного
поведения, несмотря на
2) повторное совершение однородно
3) вовлечение
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного
правонарушения в условиях
6) совершение административного
правонарушения в состоянии
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
53 Производство по делам об
административных правонарушени
Цель административного производства — своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное
расследование (формальные
2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
анализ собранных материалов, обстоятельств дела; б) принятие постановления; в) доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления
(проделанная работа
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения (дела).
54 Способы обеспечения
В целях укрепления законности и дисциплины в сфере исполнительной власти проводится следующая работа:
- совершенствование
системы органов
- определение
должностных обязанностей и
- принятие правовых
актов, предусматривающих
- воспитание у граждан и должностных лиц чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры.
Способы обеспечения законности — контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).
55. Государственный контроль, как
способ обеспечения законности.
Виды государственного
Существуют различные
основания для классификации
видов государственного
контроля.
В зависимости от объема контрольной деятельност
Общий государственный
контроль заключается в систематической
проверке соответствия решений и действий
подконтрольного объекта законодательству,
укреплениюгосударственной дисц
подконтрольного органа, совершенствование
практики разработки и принятия таких
решений.
Характерными чертами общего контроля является то, что он
охватывает всю деятельность подконтрольных органов; общий контроль осуществляется обладающими
наибольшими полномочиями по контролю органами. Общий контроль осуществляют, например,
Правительство РФ и правительства (администрации)
субъектов федерации.
Общий контроль выполняет функцию
предупреждения правонарушений и служит
основой для проведения специального контроля.
Специальный государственный
контроль осуществляется по
функциональным направлениям деятельности
подконтрольного объекта. Значение специального контроля растет вместе с увеличением
количества видов деятельности, осуществляемых государственным
Специальный контроль осуществл
В зависимости от положения контролирующего субъ
Внешний государственный
контроль осуществляется органом,
не входящим в систему проверяемого ведомства.
Определенные трудности при осуществлении
внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить
себя от контроля и скрыть недостатки.
Внутренний государственный
контроль осуществляется, напротив,
собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться
руководителем органа, предприятия или
организации самостоятельно, либо путем
создания специализированного
контрольно-ревизионного органа — например,
Комиссии контроля в политических партиях
или Службы собственной безопасности
правоохранительных органов.
В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен
предварительный, текущий и последующий контроль.Предварит
Текущий государственный
контроль осуществляется в течение
всего периода функционирования подконтрольного органа — например,
проверка соответствия предприятий общественного
питания санитарно- эпидемиологическим
требованиям или наблюдение за техническим
состоянием эксплуатируемых средств общественного
транспорта.
Последующий государственный
контроль осуществляется после
принятия решения или совершения действия
подконтрольным органом. Оцениваются
не только соответствие решения или действия
требованиям действующего законодательства,
но и целесообразность, обоснованность
и эффективность предпринятых действий.
Например, последующий контроль осуществл
В зависимости от характера полномочий
субъекта, осуществляющего государственны
контроль Президента РФ;
контроль органов законодательной
власти;
контроль органов исполнительной
власти;
контроль органов судебной власти.
Контроль Президента Российской Федерации
в сфере управления осуществляется в двух
основных формах.
Особую роль в надзорной деятельности судебной системы играет конситуционный суд РФ, который наделен существенными полномочиями в том числе:
Разрешает дела в соответствии конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов, президента РФ, совета федерации, государственной думы, правительства РФ, конституций республик, уставов а так же законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов гос власти РФ и органов гос власти субъектов РФ; договоров между органами гос власти РФ и органы гос власти субъектов РФ, договоров между оганами гос власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоро РФ. Разрешает споры о компетенции: между федеральными органами гос власти, меду органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, между высшими гос органами субъектов РФ.
56 Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
58 Административный
надзор как способ обеспечения
законности в государственном
управлении(общая
Административный надзор — специфическая разновидность государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобязательных правил федеральными надзорами.
Особенность административного надзора — между субъектом и объектами надзора отсутствует организационная соподчи-ненность и субъекты надзора в случае нарушений могут применять к объектам меры административного принуждения.
Виды полномочий органов, осуществляющих административный надзор: 1) полномочия по предупреждению правонарушений; 2) полномочия по пресечению правонарушений; 3) полномочия по нормотворчеству; 4) полномочия по привлечению к юридической ответственности правонарушителя.
Наиболее распространенный способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении — это право граждан на подачу жалобы на действия либо бездействие государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан
59 Понятие и признаки
административного
Административным правонарушени
Существуют следующие признаки
Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.
Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.
Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).
Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.
60 отличие от административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.
Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.
Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения.
Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием, ведутся уже давно. Однако вряд ли удастся прийти к единому решению, если не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неположенном месте, проезд в трамвае без билета, неисполнение обязанностей по воинскому учету, регистрации по месту жительства и т. п. называют общественно опасными деяниями, возникает вопрос: а что же такое общественная опасность? Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа?
Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.
Некоторые ученые вообще отрицают наличие в административных проступках общественной опасности. Представляется, что они не правы, некоторые проступки общественно опасны, хотя это исключение из правила.
Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности. Это общественно вредные деяния, и в легальном определении проступка такой признак, как общественная опасность, не назван. В ст. 2.2 КоАП РФ, содержащей определения умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий».
Но из общего правила есть ряд исключений.
Во-первых, в России юридические
лица не привлекаются к уголовной
ответственности. Если по вине должностных
лиц организации совершено